Автор: Протоиерей Борис Балашов
Если в жизни человека ожидаются какие-либо очень важные, - значимые события - он начинает заранее к ним готовиться.
Когда, к примеру, мы ждем очень дорогих гостей, мы и генеральную уборку в доме сделаем, и оденемся понаряднее, и стол накроем. Нам ведь хочется, чтобы гостям было в нашем доме уютно и хорошо.
Нечто подобное происходит и в нашей духовной жизни. Великие церковные праздники - это далеко не только воспоминания о великих делах давно минувших дней. Церковное богослужение дает православным христианам возможность личной духовной встречи с теми величайшими событиями в истории нашего спасения, которые теперь принадлежат Вечности.
Все великие церковные праздники, такие как Пасха и Рождество, становятся для церковного человека реальностью сегодняшнего дня. Ведь на храмовом богослужении наше земное время встречается и пересекается с Вечностью. Не случайно во многих праздничных церковных песнопениях мы встречаем слово "днесь", то есть "сегодня". Ведь в Вечности нет прошедшего времени, там всегда "сегодня".
Задача православного христианина - стать духовным участником события Рождества и других великих праздников. Вспоминать о прошедших событиях можно и в комфортных домашних условиях, а вот чтобы эта встреча произошла и мы смогли бы достойно поклониться Родившемуся в Вифлееме Богомладенцу, надо пойти в православный храм на богослужение, где мы реально соприкоснемся с событием, принадлежащим Вечности.
Бог готовил к встрече с Воплотившимся Богом Господом нашим Иисусом Христом людей разных народов и цивилизаций.
Святой пророк Исаия за восемь веков до Рождества Христова возвестил: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези (пути) Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими… (Ис. 40, 3-4)
Это пророчество Исаии выполняли, сами того не осознавая, римские императоры. Именно к I веку нашей эры все государства Средиземноморья объединились в одну могущественную Римскую империю. Были уничтожены все границы и таможни этих покоренных государств. Для управления такой громадной империей были построены мосты и дороги, соединившие все части необъятного государства. Языческие императоры неосознанно подготовили пути и убрали препятствия для быстрого распространения христианской веры в разных концах Римской империи и за ее пределами.
Апостолы Христовы, пользуясь этими условиями, без лишних препятствий понесли по этим дорогам слово Христово людям разных народов, везде созидая православные церковные общины.
По отношению к человеческим душам это пророчество Исаии стал исполнять Иоанн Предтеча: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 1-3).
Именно искреннее покаяние открывает прямой путь Спасителю в сердца человеческие. Покаяние - это перемена, совершаемая во внутреннем мире человеческой личности, жизненный разворот на 1800.
Подлинное покаяние - это великий и трудный подвиг, требующий напряжения всех жизненных сил человека. А понуждать себя и управлять собой учит христианский пост.
Пост - особое время, посвященное Богу, время духовного возрастания. К сожалению, у многих слово пост связано исключительно с системой питания. Христианский пост - это изменение образа жизни, великая работа над собственной душой. Это - контроль своих мыслей, чувств, желаний. Это - усиленная борьба в собственном сердце, чтобы любовь побеждала обиды, распри и разделения, чтобы мы не проходили равнодушно мимо чужой боли и беды. Пост - это борьба с самим собой и, в первую очередь, со своей гордыней. Ведь Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5).
Как же пост, в данном случае - Рождественский - может выражаться в жизни православного христианина? Мы ведь хотим выпрямить, сделать ровной дорогу Богомладенцу Христу в нашу душу и нашу жизнь. Наша душа должна стать Вифлеемской пещерой, где родился Сын Девы Марии.
Во-первых, нужно стараться всячески укреплять нашу связь с Богом. Это и более умиленное, осмысленное чтение Священного Писания, в первую очередь, конечно, Евангелия. Это и усиленная молитва, которая проходит через наш ум и наше сердце. Это, разумеется, и более частое Причащение Святых Христовых Таин - личное соединение со Христом и укрепление живой связи с Его Святой Православной Церковью. Все это дает большую возможность и реальную помощь для совершения дел милосердия и любви. Цель всего этого - наше возрастание в любви к Богу и людям, что дает нам возможность в итоге нашей жизни оказаться пригодными для вечной жизни в Царстве Небесном.
Разумеется, невозможно дать единую меру воздержания для всего народа Божия - людей разного возраста и положения. Общее для всех - постоянный труд по сохранению и укреплению добрых и мирных отношений между людьми, прощение обид. Пост - это время, когда мы должны уделить самое пристальное внимание тому, чтобы добрыми были как наши слова, так и наши дела. Все силы должны быть направлены на это, ведь пост - это подвиг любви.
Воздержание телесное состоит в ограничении пищи, развлечений и того, что само по себе грехом не является, но должно в дни поста уступать место более высокому и возвышенному.
Младшим детям и детям среднего школьного возраста надо обговорить с родителями и бабушками, какую меру воздержания они могут взять на себя. Это может быть отказ от сладкого, какой-то любимой пищи, каких-либо развлечений, мультиков. При этом пустоты в жизни ребенка не должно оставаться. Ее следует заполнять чтением понятной литературы христианского характера. Подойдут и хорошие сказки, в первую очередь - русские. Можно рекомендовать познавательные аудиозаписи. Перед Причащением следует поговорить о том, что является грехом в жизни ребенка, помочь ему подготовиться к исповеди. Из молитв к Причащению надо прочитывать наиболее краткие, находящиеся в конце Последования ко Святому Причащению. По мере возрастания ребенка можно постепенно увеличивать количество этих молитв. Для совсем маленьких детей постом неплохо было бы выучить еще одну-две кратких молитвы, проверить, понимает ли ребенок смысл тех молитв, которые он уже знает. Дети должны уметь своими словами ежедневно открывать свои мысли и чувства Богу и молиться за своих близких. Маленьким детям нужно пересказывать своими словами то, что написано в детской Библии, внимательно рассматривая и разбирая детали иллюстраций. Более старшие могут читать сами. Подросткам, которые уже хорошо духовно развиты, следует читать Евангелие по-русски, понемногу, но ежедневно. Цель - добиваться того, чтобы Иисус Христос был как можно более понятен детям. Как они могут глубоко любить Того, Кто им непонятен? Дети очень нуждаются в духовной пище - Слове Божием, молитве и Причащении.
Чем лучше мы сами и наши дети подготовимся к встрече Рождества, тем больше радости и помощи Божией принесет нам этот великий праздник.
Фото: Галина Конюхова
Ссылки по теме:
Бог вошел в человеческую историю
Традиции празднования Рождества Христова
Ты не один (иконография Рождества Христова)
Пойдемте вместе в Вифлеем!
Для чего родился Христос?
Почему Православная Церковь празднует Рождество по своему календарю?
Рождественский пост (в начало страницы)
Зачем нужны посты и праздники?
Подготовка к Рождеству
Какие грехи принести ко Господу?
В ожидании Рождества
Отделявшая от Бога преграда разрушена Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|