Автор: Протоиерей Борис Балашов
Первозданный человек сотворен Богом в светлом, райском состоянии. Весь мир, в котором жил человек, был добрым и радостным. В нем не было зла, болезни, страдания и смерти. Основой этой райской жизни человека была крепкая связь веры и любви со своим Создателем.
Когда ребенок, маленький и неопытный, идет по улице рядом с мамой или папой, ему и хулиган не страшен, и собака не укусит. Когда же малыш самоуверен, хотя и совсем не имеет жизненного опыта, он может убежать далеко от родителей, забыть их наставления и, соответственно, попасть в беду.
Нечто подобное произошло и с первыми людьми. Они были добрыми и чистыми, но неопытными и не утвердившимися в добре. Меркой их жизни была воля и заповеди Бога. Впав в диавольское искушение, люди решили, что они сами уже могут лучше Бога во всем разобраться и что именно человек, а не Бог, - критерий истины. Мысль, поданная искусителем, - "забыть про своего Создателя и Бога" - оказалась принятой человеком. Забытой и преданной оказалась Божия любовь, а Его заповеди показались ограничивающими человеческую свободу и мешающими быть счастливыми.
Предав любовь Божию, совершив грех, человек не слушает голос Божий, зовущий к покаянию. Люди, вместо покаяния в совершенном грехопадении, оправдывают свои грехи сложившимися жизненными обстоятельствами. "Я, конечно, поступил неправильно и нехорошо. Это моя ошибка. Но виноват не я, а другие". Так оправдывался Адам, свалив вину за грех на Еву. Так поступила и Ева, свалив вину на искусителя. Так поступаем теперь и мы, называя свои грехи не грехами, а жизненными ошибками, оправдывая их трудными обстоятельствами и влиянием других людей. То есть, человек отвергает саму возможность открытого признания свой вины и покаяния перед Богом, а, значит, и нравственного очищения.
С первым грехом сломался райский мир в душах людей, а они отказались от Божией помощи в преодолении совершившейся трагедии. Не Бог, а именно человек со своей стороны воздвиг стену отчуждения и недоверия своему Творцу. Вследствие этого и мир, в котором стал жить человек, погрузился во зло: "мир лежит во зле" (1 Иоан. 5, 19).
Человек оказался взятым в плен диаволом и стал рабом греха. Однако, и пав, он остался "образом Божиим".
Бог берет на Себя ответственность за грех человека и за дар свободы, полученный детьми Адама от Создателя. В соответствии с Божиим планом спасения согрешивших людей Сын Божий воплощается, то есть становится человеком. Воплотившийся Бог - Богочеловек Иисус Христос - рождается от Девы и входит в человеческую историю. Приняв человеческие тело и душу, Он стал родным по крови всем потомкам Адама.
По словам рождественской стихиры, "неизменный Образ Отца, отражение вечности Его, Сын Божий, принимает внешний вид раба (то есть человека в падшем состоянии), родившись от незнающей брака Матери, не претерпев изменения. Он остался, чем был - Богом Истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был…" (стихира на "Господи, воззвах", глас 2, русский перевод).
Через Свое Человечество словами, делами, чудесами, всей Своей жизнью Спаситель нам открывает: Какой Бог, как Он любит нас, грешных людей. Господь не только рассказывает в притчах, но и являет великое дело жертвенной Любви Создателя к Своим любимым творениям: Он умирает мучительной смертью на Кресте за людей, чтобы избавить их от власти смерти. Приняв смерть, Господь сходит в ад, возвещает душам человеческим Свое Евангелие и уверовавших изводит из разоренного ада в мир Небесной Славы Божией и Вечной Любви. На третий день после крестной смерти Иисус Христос полностью побеждает смерть - воскресает телесно. Теперь преграда, воздвигнутая человеческим грехопадением между Богом и человеком, разрушена, и перед людьми теперь открыт райский мир Небесного Царства.
В рождественской стихире воспевается: "Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от дерева жизни, и я принимаю участие в блаженствах рая, откуда был изгнан за непослушание…" (стихира на "Господи, воззвах", глас 2, русский перевод).
Путь в рай в результате грехопадения оказался закрытым. Невозможным оказалось входить в непосредственно близкие отношения с Богом. Мир светлых духов отделил мир человека от Божьего Небесного Царства. Может ли быть разрушена или преодолена эта преграда, воздвигнутая человеческим грехом и разделяющая Бога и человека?
Сын Божий становится человеком, чтобы со стороны людей разрушить стену отчуждения и недоверия Создателю, которую люди воздвигли своим грехом.
В райском состоянии человек вкушал плоды от дерева жизни, а потому мог жить вечно и радостно. Богочеловек Иисус Христос Своими самоотверженной Любовью, Крестным подвигом и Воскресением открывает людям путь к райским дарам Вечной Жизни.
В другой рождественской стихире возвещается: "Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; Ангелы и люди духовно торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, приняли пещера и ясли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диаволу" (стихира на литии, глас 1, русский перевод).
В тропаре предпраздненства Рождества говорится, что "Христос раждается, (чтобы) прежде падший обновити образ".
В результате грехопадения образ Божий в человеке оказался искаженным. Сын Божий воплотился для того, чтобы в союзе веры и любви со своим Творцом в человеке этот портрет Создателя - образ Божий - был обновлен и засиял своей первозданной красотой. Конечно, это благодатное обновление, в первую очередь, касается внутреннего мира людей, их душ и духовной жизни.
В тропаре шестого часа Царских часов перед праздником Рождества объясняется, что "Бог явился человеком от Девы, приняв наш образ и обожив плоть. Тем обновляется Адам с Евою, взывая: на земле открылась благая воля спасти наш род" (русский перевод).
Таким образом Святая Церковь объясняет смысл величайшего события мировой истории - Рождества Христова. Это воссоединение поверивших Богу людей с Богом, духовное обновление человека, очищение его от греховной искаженности, открытие для человека Божиего Царства Вечной Любви и освящение - обожение плоти, то есть всего человека - и души, и тела.
Поэтому радость этого обожения - освящения Богом всей человеческой жизни - начинается на земле. Христианская радость не мимолетна. Согревая земную жизнь верующего человека, она жарче разгорается к итогу земного бытия и ярко воссияет в его бессмертии.
Задача, поставленная Богом перед человеком, - не вернуться в райское состояние, из которого он упал, а перейти в высшее состояние Царства Небесного, из которого уже упасть невозможно.
Ссылки по теме Рождество Христово:
Бог вошел в человеческую историю
Традиции празднования Рождества Христова
Ты не один (иконография Рождества Христова)
Пойдемте вместе в Вифлеем!
Для чего родился Христос?
Почему Православная Церковь празднует Рождество по своему календарю?
Рождественский пост
Зачем нужны посты и праздники?
Подготовка к Рождеству
Какие грехи принести ко Господу?
В ожидании Рождества
Отделявшая от Бога преграда разрушена (в начало страницы) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|