Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Бог вошел в человеческую историю
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 19:21 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

Бог вошел в человеческую историю

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В одном из ветхозаветных пророчеств о Христе, в книге пророка Михея, сказано: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

Пророк Михей говорил о грядущем Царе - Владыке Израиля, подчеркивая при этом Его внемирное происхождение из начала, от дней вечных, а не от земных родителей. В Евангелии от Иоанна сказано о Христе: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Из этих слов ясно, что речь идет не об обычном человеке.

Рождество Христово

Евангелист Лука подробно говорит об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло. События Рождества он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи по повелению кесаря Августа - римского императора Октавиана. В те времена в Иудее людей переписывали по месту их происхождения, там, где хранились родовые списки. Люди приходили на перепись в те места, откуда они были родом, и возвращались затем домой. Иосиф и Дева Мария принадлежали к роду царя Давида и, таким образом, приходились друг другу дальними родственниками. Царь Давид родился в Вифлееме, туда и отправились Иосиф и Мария из своего дома в окрестностях Геннисаретского (Галилейского) озера. Вифлеем находится в восьми километрах на запад от Иерусалима в гористой местности. В этих горах много пещер, которые использовались жителями в хозяйственных целях как сараи, хлевы и подсобные помещения.

Когда Иосиф с Девой Марией пришли в Вифлеем, то оказалось, что в городе скопилось множество народа, пришедшего на перепись. Все дома были заняты, а Мария должна была вот-вот родить. По этой причине Иосиф усиленно искал место для ночлега, но ничего кроме пещеры, служившей кому-то сараем, найти не смог.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2, 6-16).

Евангелие рассказывает о том, как пастухи нашли Младенца. Он лежал в яслях - в кормушке, куда клали корм для скота. Эта деталь, наверное, была потом соблазном для многих критиков христианства. Царь мира, Спаситель рождается не в царских палатах, а в пещере для скота. Но Ангел именно этот "отличительный признак" и сообщает пастухам, находящимся в поле. Таким они нашли Младенца и смогли Ему поклониться. Очень примечательно, что о рождении Христа первыми узнали не знаменитости, не ученые мужи, а простые пастухи. Видимо, эти люди искренне и сильно ожидали Спасителя мира.

У древних людей было суеверие, что Ангелы обычно приносят недобрые вести. Поэтому и сказал пастухам Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11). Слово ныне означает, что Христос уже родился. Имя Иисус означает Спаситель, а Христос - греческий перевод еврейского слова Мессия, Помазанник. Почему Помазанник? Обряд помазания осуществлялся при восхождении царя на престол и первосвященника или пророка на служение. На помазанника возливался елей (масло), и через это подавалась благодатная сила Святого Духа на его новое служение. Словом Господь евреи обращались к Богу. Для еврейского народа, хранящего веру в Единого Бога - Отца всего сущего, - был только один Единый Бог Господь.

Спасение, о котором говорил Ангел, относится ко всем людям, и не только к евреям, которые думали, что Христос будет их политическим вождем, избавителем от римских поработителей.

Ангел объяснил пастухам, по каким признакам будет найден Младенец: И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 12-14).

Вникнем в эти слова. В них сказано о восхвалении Бога в вышнем, вечном мире, где прославляется полнота Божией жизни. Про землю говорится: и на земле мир, в человеках благоволение. В Евангелии приводятся слова Христа: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Христианская жизнь - это не спокойное и сытое существование, а тяжелая борьба и гонения. В то же время Христос говорит Своим последователям: Мир оставляю вам (Ин. 14, 27). Слово мир означает, с одной стороны, отсутствие войны. Но здесь Христос говорит о мире, как об особом состоянии души человека. Это то новое, что Он принес нам. Такой дар люди получат в день Пятидесятницы: Духа Святого и благодать Божию, освящающую и наставляющую человека ко спасению.

В человеках благоволение. В слове благоволение два корня: благо и воля. То есть в человеке на духовном уровне, в образе мыслей и чувств должны произойти изменения, поворот к благу. Христианин должен утвердить в себе благую волю, волю к добру, взамен злой воли, толкающей людей ко греху.

Ангелы приоткрыли пастухам будущее, а через них - и нам. Пастыри же, услышав это, пошли в Вифлеем, где по откровению Господа они и нашли Младенца. Поклонившись Ему, они рассказали Деве Марии, что возвестил им Ангел. Это очень глубоко запало в сердце Богородице. Ей открылось теперь нечто новое о Ее Сыне, Которому Она согласилась быть Матерью. Ей было понятно, Кому Она дала человеческое тело и душу.

Евангелист Матфей восполняет повествования о Рождестве Спасителя рассказом о поклонении волхвов. Кто такие волхвы? В латинском переводе они назывались королями или царями. Вполне возможно, что эти волхвы, ученые мужи, и были князьями каких-то небольших государств или княжеств на востоке. В Месопотамии, Персии, Вавилонии была сильно развита астрология, но не в современном оккультном понимании. Господь призвал этих мудрецов к поклонению родившемуся Спасителю мира через явление необыкновенной звезды.

О появлении Вифлеемской звезды есть разные точки зрения. Некоторые предполагают, что в одном месте сошлись орбиты трех планет. Есть другая точка зрения, согласно которой Вифлеемская звезда - это некая Божия сила или светящийся Ангел. Мы не знаем, что это было, но ясно, что не обычная звезда. Это подтверждается и в Евангелии. Ее появление предвозвестило рождение необычного Царя в колене Иудином. Когда волхвы после встречи с Иродом подойдут к Вифлеему, звезда поведет их дальше и укажет дом, где был Спаситель. Обычная звезда или какое-либо космическое явление вряд ли могло целенаправленно вести к дому и указать место, где находится Младенец.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2, 1-2). На востоке, то есть там, где они жили, откуда пришли в Палестину.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф. 2, 3-6).

Когда волхвы шли из Иерусалима в Вифлеем, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 9-11).

Волхвы пришли не в пещеру, а в дом, куда уже успели переселиться Младенец с Матерью.

Интересно, как символичны были их дары. Золото обычно преподносили царю, как имеющему власть. Ладан - это благовоние, которое использовали в храмах во время богослужения. А смирна - это смола, которая задерживала процессы гниения, ее использовали для бальзамирования умерших. Волхвы приносят Ему золото как Царю мира, ладан как Богу, смирну как человеку, которому предстоит умереть. Но золото, кроме символической, имело и практическую ценность. Ведь Иосифу придется скоро бежать с Ребенком и Его Матерью. И Бог так устраивает, что дары оказываются очень нужными и своевременными.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода (Мф. 2, 12-15).

Иосиф убежал из Вифлеема, чтобы спасти Младенца. Все семейство жило на чужбине до тех пор, пока Бог не возвестил Иосифу о смерти Ирода.

Бог воплощается, принимает от Девы Марии человеческую природу. Как человек Он подчиняется земным законам и принимает участие в переписи. Его - новорожденного человека - в Вифлееме внесли в списки жителей Римской империи.

За то, чтобы Он смог умереть на Кресте и Воскреснуть, даруя всем людям победу над смертью и воскресение, умерли невинные младенцы в Вифлееме. Они погибли насильственной смертью, но обрели бессмертие в жизни вечной вместе со Христом.

Тот мир, о котором возвестил Ангел, человек может обрести, придя к Спасителю и соединив с Ним свою жизнь в Христовой семье - Православной Церкви.

Бездушная скотина в Вифлеемской пещере замерла в удивлении и радости перед Родившимся Богомладенцем.

Исполнился ликованием Ангельский мир, и небо являет звезду Рождества.

Никаким Иродам всех времен не победить Богочеловека Иисуса Христа!

Бог вошел в человеческую историю, чтобы стать всегда достижимым для людей, чтобы, если мы захотим, идти вместе с нами в Светлый мир торжествующей жизни и бессмертия. Бог стал ради нас человеком. Но вот что очень важно: как это событие отзовется в наших сердцах? Мы равнодушно пройдем мимо Христа, сделаем Рождество одним из многих праздничных дней в году или впустим Богомладенца в свое сердце и собственную жизнь, чтобы Его победа стала нашей?

Каждый сам выбирает свой путь. Не забудем об ответственности этого выбора! От нашего решения зависит и земная наша жизнь, и вечная!

Ссылки по теме:
Бог вошел в человеческую историю (в начало страницы)
Традиции празднования Рождества Христова
Ты не один (иконография Рождества Христова)
Пойдемте вместе в Вифлеем!
Для чего родился Христос?
Почему Православная Церковь празднует Рождество по своему календарю?
Рождественский пост
Зачем нужны посты и праздники?
Подготовка к Рождеству
Какие грехи принести ко Господу?
В ожидании Рождества
Отделявшая от Бога преграда разрушена


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (07.01.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3277
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz