Автор: Протоиерей Борис Балашов
"Нельзя служить двум богам - Господу и маммоне". Так почему в наших православных храмах берутся деньги за таинства? Неужели Христос брал деньги у слепых, хромых, расслабленных за исцеления, а Иоанн Креститель за крещение или апостолы за чудеса и исцеления? Христос гнал и бичевал продающих и покупающих в храме, а у нас в храмах уже прейскуранты висят, что и сколько стоит…
Знакомые упреки? Конечно. По этому поводу немало язвительных упреков приходится слышать и читать как от атеистов и сектантов, так и от тех, кто именует себя православными.
Давайте разбираться.
"Нельзя служить двум богам - Господу и маммоне". Да, это так, и об этом сказано в Евангелии Самим Господом Иисусом Христом.
В данном случае говорится, что нельзя с равным усердием служить Богу и исполнять Его волю и со столь же равным усердием стремиться к приобретению земных благ и ценностей. Но Иисус Христос никогда не говорил о том, что человеку не нужно честным трудом зарабатывать на жизнь себе и своей семье.
Далее перехожу к распространенному упреку: "Почему в наших православных храмах берутся деньги за таинства? Неужели Христос брал деньги у слепых, хромых, расслабленных за исцеления?"
Начнем со второй части этого вопроса. Хорошо будет, если вопрошающий откроет Евангелие и внимательно прочитает хотя бы одно из четырех.
Мы нигде в Священном Писании не встретим, чтобы Иисус Христос брал деньги за проповедь, чудеса, исцеления и воскрешения мертвых. Да и денег личных у Него никогда не было с тех пор, как Он вышел на открытое служение спасению человеческого рода в тридцать лет после принятия Крещения от Иоанна. До этого Спаситель занимался ремеслом плотника, которому научился у Своего приемного отца Иосифа Обручника, и собственным трудом содержал Себя и Свою мать - Деву Марию. Но вот во время Своей проповеди Господь никаким ремеслом не занимался. Апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн прекратили свою рыбацкую работу, а Матфей оставил труд сборщика налогов. Так же и другие апостолы, ходя за Христом, занимаясь проповедью народу, перестали зарабатывать средства себе на пропитание. Однако и Христос, и апостолы были одеты, кушали, где-то ночевали. Эту пищу, одежду, ночлег им предоставляли люди, которые своей заботой о материальных нуждах Спасителя и Его учеников помогали им совершать то служение, на которое они были призваны.
Откроем Евангелие от Матфея и прочитаем наставление Иисуса Христа двенадцати апостолам перед отправлением их на проповедь: Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 7-10).
Служитель Христов не должен торговать Божиими дарами, брать за это деньги. Однако обязанностью верующих является забота о материальных нуждах проповедников и служителей Христовых, что ясно вытекает из слов Господа: трудящийся достоин пропитания.
В нашей стране государство с 1918 года сняло с себя обязанности заботиться о Православной Церкви и содержать ее деятельность. И верующим пришлось на свои собственные средства содержать Церковь и ее тружеников.
Почему же у нас в Русской Православной Церкви не поощряется трудовая деятельность священнослужителей помимо своих приходов?
Отвлечемся на минуту от церковных проблем. Хорошо ли было бы для нас, если медицинские работники вынуждены были бы зарабатывать в других сферах деятельности, а медицинским трудом начинали бы заниматься после того, как рабочий день отработали на другой работе? У меня есть большие сомнения, что мы с удовольствием сели бы в зубоврачебное кресло, когда у дантиста руки трясутся от усталости, или радостно ложились бы на хирургический стол, когда у доктора перед операцией уже слипаются глаза после трудового дня "на стороне"?
Понятно, что это была бы абсурдная ситуация. Педагог свои силы должен отдавать детям, врач - больным, священник - тем, кто нуждается в церковной молитве или пастырском окормлении. Это должно быть их основным делом.
По этой причине содержание священнослужителей в нашей стране является обязанностью общины верующих - прихода. Приход же получает добровольные пожертвования от прихожан.
Здравомыслящий верующий, беря свечу в церковной лавке, понимает, что те деньги, которые он за нее оставляет в церкви, не являются стоимостью свечи, а формой его личной жертвы Богу на храм.
Русские протестанты нередко укоряют православных, что те приносят денежные пожертвования в храм, когда идут на молитву. Однако "по деликатности" умалчивают, что у них самих, помимо добровольных пожертвований, существует обязательная десятина - обязательные пожертвования на их общину в сумме 10% от их дохода. Это, впрочем, их дело. У нас никаких обязательных пожертвований на храм не существует, хотя обязанность содержать храмы Господь с верующих не снимал.
Вернемся далее к вопросу о "прейскурантах, которые уже висят в храмах". Абсолютно согласен, что это безобразие! Только вот в чем ошибка: не "уже", а "еще", и то далеко не везде.
Почему "еще"? Потому что в недавнем прошлом безбожная власть для контроля за деятельностью Церкви требовала от приходов четкой фиксации цен на все требы и обряды, совершаемые в храмах. В настоящее время церковная иерархия требует от приходов, чтобы такая практика советского времени была абсолютно прекращена, и наказывает тех, кто не хочет жить по церковным правилам. Поэтому, если в храмах есть "прейскуранты", - это своеволие местных работников и непослушание церковной власти и Патриарху.
Обращаемся снова к словам: "Христос гнал и бичевал продающих и покупающих в храме". Все верно, только давайте вспомним, что именно продавали и покупали в Иерусалимском храме.
В этом храме приносили в жертву животных. Евангелист Иоанн пишет: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 13-16).
Христос не запрещал евреям приносить таковые жертвы в храме. Но продаваться эти животные должны вне храма, как раньше и было. Первосвященники и их сотрудники делали свой незаконный бизнес. Они сдавали в аренду места во дворе храма, где продавцы устраивали загоны для скота, который был предназначен для продажи совершающим в храме свои жертвоприношения. Рев животных и их нечистоты оскверняли храм, как и денежные операции от этой торговли.
В Иерусалиме и Палестине во времена Иисуса Христа имели право пользоваться только римскими деньгами, так как Иудея вместе со всей Палестиной и Сирией входили в состав Римской империи. Но в самом Иерусалимском храме римские монеты с изображением императора, который считался живым богом, никак не могли употребляться. Поэтому было разрешено в храме для пожертвований и приобретения животных использовать традиционные еврейские деньги. По этой причине была необходимость в обменных пунктах, где бы римские деньги обменивались на еврейские. Ради собственной наживы храмовые начальники в самом храме за арендную плату разрешали работать денежным менялам, которые добавляли немалую часть криков, шума и ругани в духовную атмосферу храма.
В православных храмах верующим должны предлагать духовные книги, иконы и разную церковную утварь. Взяв что-либо себе в храме, верующий оставляет свое пожертвование на церковную деятельность: ведь ни чайников, ни кастрюль, ни колбасы, ни компьютеров вы не увидите в церковных лавках, чтобы были основания говорить о торговле. И уж тем более волов и овец я, слава Богу, ни в одной церковной лавке не встречал. А если вы увидите, что в храмах продают что-то совсем не относящееся к духовной жизни и Церкви, то это грубое нарушение самих основ церковной жизни.
Фото: Татьяна Каледина
Дом Мой есть дом молитвы
Трудно богатому войти в царство небесное Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|