Автор: Протоиерей Борис Балашов
Совершается торжественный Вход Господень в Иерусалим. Мессия торжественно входит в столицу Иудеи. Куда Он должен в первую очередь направить Свой путь? Где должна быть Его "резиденция"? Наверное, там, где располагается претория, - таково было мнение большинства иудеев. Но Иисус Христос повел учеников и толпу в другую сторону - в храм. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 12-13). И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? (ср. Ис. 56, 7). А вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11, 16-17).
Этот вход в храм, согласно повествованиям евангелистов Матфея и Луки, был в тот же день, что и торжественный вход в Иерусалим. Следует особо отметить, что евангелист Лука был особо тщателен в последовательности изложения событий. Марк же, по свидетельству древних христианских писателей, писал со слов святого апостола Петра верно, но не по порядку. Поскольку один евангелист Марк относит изгнание торгашей из храма на Великий Понедельник, то мы не погрешим против истины, если будем рассматривать это событие, следуя описаниям евангелистов Матфея и Луки, как продолжение деяний Спасителя в день Входа в Иерусалим.
Три года назад, по описанию евангелиста Иоанна, который сам был очевидцем почти всех событий земной жизни Иисуса Христа после Его Крещения, при посещении Иерусалима во время Своей первой Пасхи, Спаситель совершил подобное же очищение храма. Тогда духовные лидеры и храмовые начальники спрашивали Его: Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2, 18).
Теперь же, в присутствии громадной толпы восторженных иудеев, такие вопросы не только неуместны, но и опасны. Ведь народ считает Его Мессией.
Местом, где Христос показывает Свою власть, является храм, а не претория. Природа Его власти иная, чем у римского прокуратора.
Храмовый двор и притворы использовались так, как считали целесообразным первосвященники и храмовые начальники. Поскольку в храме, особенно в праздники, в громадном количестве приносились в жертву животные, то "для удобства народа" эти животные стали продаваться в самом храме. Само собой разумеется, что за аренду помещения, в котором устраивали загоны для скота, деньги шли храмовому начальству. А продажей голубей для жертвоприношений занимались первосвященники - это был их личный бизнес. Поскольку в храме можно было пользоваться только еврейскими деньгами, а за пределами храма они не имели права хождения, то появилась возможность в храмовом дворе устраивать обменные пункты, а положенную плату начальству отдавали четко. Все это было гораздо более похоже на восточный базар, где в единый рев сливались крики животных, торгашей и менял. Говорить о создании в этих частях храма благоговейной религиозной обстановки не приходилось.
После того, как народ приветствовал Христа криками: Осанна Сыну Давидову (Мф. 21, 9), что означало Его веру в Мессианство, никто не решился препятствовать Ему очистить храм от того, что явно не соответствовало его величию и назначению. Первосвященники тоже не смогли ничего предпринять, хотя этого Ему не простили. Спаситель показал всем, Кто хозяин в храме: Дом Мой домом молитвы наречется (Мк. 11, 17).
Считая себя хозяевами храма, первосвященники старались изо всего извлечь себе доход. А этот Иисус из Назарета посягнул на самое для них дорогое - прибыль от использования храмовых помещений. Им ясно, что надо торопиться как можно скорее убить этого Учителя из Назарета.
А как же нам понимать то, что в православных храмах стоят кружки для пожертвований, во время богослужения проходят с тарелками (подносами) для сбора денег? За просфорки и поминальные записочки верующие дают деньги в церковную кассу. А как к этому относится Христос?
Как Спаситель оценивает пожертвования на храм? Евангелист Марк сообщает, что Иисус Христос наблюдал, как люди совершают свои пожертвования в храме и давал Свою оценку их жертвоприношений: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 41-44).
Именно человек, отдавший все, что имел, на содержание Божиего храма, был высоко оценен Господом и поставлен всем в пример.
Православные храмы существуют на пожертвования верующих. А жертва за свечи, просфоры, поминальные записочки, духовные книги и иконы - это не торговля предметами быта, а жертва Богу, у Которого мы сами постоянно просим милостей.
Конечно, бывает, что духовно невоцерковленные люди собирают пожервования в церковных лавках и не соответствуют своему служению. Известно, что упадок нравственности и духовной культуры является следствием упадка веры в народе и отхода от церковной жизни.
На тех, кто собирает церковные пожертвования, лежит громадная ответственность, и они будут отчитываться перед Христом за свое служение. Забота же о содержании храмов лежит на членах Церкви Христовой - Божием народе.
Все, совершаемое в храмах, в том числе и сбор пожертвований, должно быть благопристойно. А кто нарушает церковное благочиние, может оказаться отверженным у Господа, как произошло с первосвященниками, фарисеями и служителями Иерусалимского храма, которые забыли о том, кому призваны были служить.
Воодушевление, равнодушие, предательство. Вход Господень в Иерусалим
Бог... Какой Он? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|