Автор: Протоиерей Борис Балашов
Имя Божие священно. В Ветхом Завете мы видим употребление многих имен Божиих. Это не случайные сочетания звуков и букв, они в той или иной мере дают некоторое знание о Боге. Эта множественность ветхозаветных имен Творца несет нам, как мы бы теперь сказали, положительную информацию и несколько расширяет знания о нашем Создателе.
Максимально возможная полнота человеческих знаний о Боге дана нам в Новом Завете. Иисус Христос дает возможность глубочайшего познания Бога в Святой Православной Церкви - Теле Христовом. Человек становится живой частью - органом этого Богочеловеческого Организма, Глава Которого - Сам Иисус Христос.
О ветхозаветных обрядах и установлениях святой апостол Павел говорит: Это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол. 2, 17). Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними (Евр. 10, 1).
С позиции Церкви Новозаветной знания Церкви Ветхозаветной можно уподобить театру теней, который дает истинные очертания людей и предметов, но - лишь очертания. Однако, если мы посмотрим на те же предметы и тех же людей напрямую, безо всяких преград - мы их увидим объемными и в цвете. Проходит время Ветхого Завета, имеющего "тень будущих благ", и наступает эпоха Нового Завета. Именно Иисус Христос через Воплощение в Себе Самом открывает нам Бога и словами, и делами, и чудесами, и Крестной Смертью, и Воскресением. Важнейшее Откровение Иисуса Христа о Боге - это то, что Бог есть Любовь, Жертвенная Любовь.
В Первосвященнической молитве Своему Небесному Отцу Богочеловек Иисус Христос говорит: Я открыл имя Твое человекам… (Ин. 17, 6). Поэтому те знания о Боге, в том числе и через имена Божии, в Ветхом Завете являются лишь частичными, тогда как Откровение Христово является самым полным и глубоким, в том числе и в области знаний об имени Божием.
Что можно узнать из Евангелия о таком имени Божием, как Ягве?
Иисус Христос, говоря о Себе, произносит в Евангелии слова: "Я есмь Сущий", "Я есмь", "от начала Сущий", - Он произносит по-еврейски имя Ягве, тем самым называя Себя этим Именем, поскольку еврейское имя Ягве переводилось на греческий язык именно такими словами - Εγώ είμι ό Ωυ (Я есмь Сущий) (см. Исх. 3, 14 и др.). На это обстоятельство указывает, например, святитель Григорий Великий Двоеслов в своих беседах на Евангелие.
Так, святитель Григорий Великий, толкуя слова Спасителя в этой беседе: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58), говорит: "Искупитель наш благосклонно отвлекает их от взора на плоть Свою и влечет к созерцанию Божества, говоря: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Ибо прежде есть прошедшего времени, Я есмь - настоящего. И поскольку Божество не имеет прошедшего и будущего времени, то Он не говорит: "Я был прежде Авраама", но: прежде Авраама Я есмь. Поэтому и Моисею говорится: Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх. 3, 14)" (Святитель Григорий Двоеслов. Избранные творения. М., 1999. С. 146. Беседа 18, 3). Таким образом, святитель Григорий указывает на то же самое Имя - "Я есмь Сущий", выраженное одинаково и в книге Исход, и в Евангелии, которым называет Себя и Бог в Ветхом Завете, и Христос.
На эту мысль также обращает внимание современный богослов, диакон Андрей Кураев. Он пишет, что не за "добрые дела" казнили Христа, а за то, что Он говорил о Себе. Не случайно синедрион не расспрашивает Христа о Его замыслах и не интересуется Его политической программой. Даже вопрос о нарушении субботнего закона суд оставляет вне рассмотрения. Были подговорены лжесвидетели, чтобы дать показания на Него как на террориста, планирующего разрушить Храм (см. Мф. 26, 60-61; ср.: Ин. 2, 19). Но они не понадобились. Христос Сам на суде сказал то исповедание, которое и прежде более всего смущало Израиль. Первосвященник задал вопрос о самом главном: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я... (Мк. 14, 61-62).
"Отвечал Христос по-еврейски. Он отвечает не местоимением "Я", как пишет русский текст; Его ответ содержит в себе глагол: "Я есмь". Но эта формула в Библии более чем обычная грамматическая форма, сопрягающая личное местоимение с глаголом "быть" первого лица единственного числа. "Я есмь" - это и есть "Ягве", священнейшее имя Божие. В Септуагинте оно переведено: `Εγώ εἰμι ἁ ὤυ (Исх. 3, 14). В греческом тексте Евангелия ответ Христа звучит: "`Εγώ εἰμι". (Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 221-222. См. также: Он же. Традиция, догмат, обряд. М.-Клин, 1995. С. 108).
Первосвященник, который сам в своем вопросе не дерзнул лишний раз упомянуть имя Бога, заменив "Сын Божий" на "Сын Благословенного", теперь, слыша священное Имя, раздирает свои одежды. По словам диакона Андрея Кураева, "он делает то, что и полагалось ему делать по закону при слышании богохульства. Дознание кончилось. Больше никаких доказательств синедриону не нужно. Основание для смертного приговора он имел в ветхозаветном законе: И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя, предан будет смерти (Лев. 24, 16)" (Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. С. 222).
Богохульством было сочтено то, что Иисус произнес Имя Божие, которое сам первосвященник мог произнести лишь раз в год. И Он не просто произнес его - Он приложил это Имя к Себе.
Те же слова мы слышим из уст Христа в Гефсимании - и видим столь же выразительную реакцию. Почему храмовая стража, пришедшая арестовывать Иисуса, в шоке отступила от Него на шаг и упала ниц перед арестантом? По словам диакона Андрея Кураева, "евангелист нам поясняет вполне ясно: И когда сказал им: "это Я" (`Εγώ εἰμι), они отступили назад и пали на землю (Ин. 18, 6). Очевидно, и здесь было произнесено священное Имя. То, что было сказано Моисею в купине неопалимой, ныне говорится предателю и стражникам во тьме Гефсиманской ночи. Нужны ли еще доказательства, что Иисуса судили не за то, чему Он "учил", а за то, Кем Он был!
И прежде Иисус именно в этой формуле излагал символ новой веры: Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (`Εγώ εἰμι) (Ин. 8, 28). Причем эта формула явно соотнесена с пророчеством Исаии, которому Ягве сказал: Мои свидетели… вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы… разумели, что это Я (`Εγώ εἰμι) (Ис. 43, 10)" (Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 222).
Если же вспомнить продолжение этой фразы у Исаии, то становится вполне ясно, что в евангельской беседе "Я - свет миру" (см. Ин. 8, 28) по сути повторяется свидетельство Христа: Я и Отец - одно: Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня... и вы - свидетели Мои… что Я Бог (Ис. 43, 10-12).
Этот параллелизм был настолько очевиден, что иудеи хотели побить Иисуса камнями (см. Ин. 8, 59)
"Вот еще евангельский эпизод, когда жизнь Христа висела на волоске: Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8, 23-24). И снова почти неприметное для русского слуха "это Я" - сакральное "Аз есмь", Сущий. Если иудеи не уверуют, что Он есть "Я есмь", то умрут. Оппоненты Христа не верят своим ушам и переспрашивают: Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам (Ин. 8, 25). Теперь все предельно ясно. И вполне понятная реакция: Не правду ли мы говорим… что бес в Тебе? (Ин. 8, 48). Но чтобы не оставалось сомнения, что "Аз есмь" в речи Иисуса не обычная грамматическая формула, Он вносит последний акцент: Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь) (Ин. 8, 58). Он не сказал - "Прежде Авраама Я был", но - "Я есмь".
Эта беседа о тайне Христа кончается тем, что иудеи хотят казнить Иисуса (тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8, 59)). В тот день Христос ушел от толпы. Но, в конце концов, именно за именование Себя Сущим Христа казнят" (Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 223-224).
Другие cтатьи по теме
Епископ Илларион (Алфеев) - Божественные имена
Епископ Илларион (Алфеев) - Этимология слова "Бог"
Протоиерей Борис Балашов - Имена Божии (в начало страницы)
Протоиерей Александр Союзов - Имя Бога Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|