Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Свободна ли воля человека?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 12:42 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Свободна ли воля человека?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Один из "железных" аргументов неверующих людей в спорах с православными - вопрос о свободе воли человека. Логика при этом примерно такова.

"Если Бог всезнающ, то он должен знать, как я поступлю в той или иной ситуации. Ему тогда известно еще в момент моего рождения, как сложится моя жизнь. Почему же говорят о свободе воли человека? И за что в таком случае люди должны отправляться в рай или ад?"

Надо сказать, что в самой постановке проблемы содержится большая путаница.

Свободна ли воля человека

Мы живем в сотворенном Богом материальном мире. Бог действует в этом мире, но не заключен в нем и никак не ограничивается его рамками. Мы живем в пространстве и времени, но и они сотворены Богом. Бог вечен, а вечность никак не может измеряться земными мерками. Из вечности мир, в котором мы живем, виден совсем иначе.

Мы живем во времени и можем предвидеть или просчитывать те или иные ситуации и предполагать, какими будут итоги тех или иных действий. Бог же из вечности может уже заранее знать эти итоги.

Много лет назад мой друг - ученый-физик - привел такой пример. Представим себе кинопленку, на которой заснят какой-то фильм. Когда на экране показывают кино, действие разворачивается во времени. Когда пленка скручена и лежит в коробке, все кадры - в одном рулоне. Во время показа кадры следуют один за другим - так мы видим фильм. И если представить себе, что пленка - это кадры нашей жизни, то можно сказать, что всю пленку нашей жизни в рулоне видит Творец нашей жизни - Бог.

Это, конечно, слабый пример и далеко не полный. Если Бог видит все вперед, это не означает, что ход жизненных действий человека Им полностью предначертан. Совсем не так. Бог дал нам свободу выбора и никогда ее не отнимет, даже если мы будем плохо ею пользоваться. Этот Свой дар Создатель у нас не отберет, иначе мы перестанем быть людьми, созданными по образу свободного в своих действиях Бога. Поэтому и ответственность за наш выбор в той или иной ситуации, естественно, ложиться на нас самих.

Все Откровение Божие, все Его заповеди направлены на то, чтобы человек делал правильный выбор в разных ситуациях, чтобы жизненный путь человека с его добровольно принимаемыми решениями разных вопросов привел к Вечной Жизни в Царстве Небесном. Земная жизнь человека может стать для него обретением вечного счастья в любви с Богом и людьми, а может быть и адом полного одиночества и своей ненужности никому.

Никто нас насильственно не отправит в ад или рай. Все зависит от того, какие дороги мы выбираем и ради чего живем. Если живем только ради земных ценностей, то обязательно уже в земной жизни человек придет к духовной опустошенности своей души, так сказать, преддверью ада. Такой человек будет страдать от пустоты жизни, чем-то пытаться приукрасить эту пустоту, временно ее замаскировать. Но жизнь все эти маски сбросит. И останется страдание о беспутно прожитой и бесплодно растраченной жизни, а времени, чтобы все начать сначала, уже больше не будет. И с этим бессмысленным страданием человек переходит в вечность, где самым страшным итогом неразумной жизни будут бессмысленные, никуда не ведущие вечные страдания.

Когда человек кичится своей свободой и делает неразумные с точки зрения Вечной Жизни решения, по сути, он перестает быть свободным. Святой евангелист Иоанн приводит такие слова: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 34; 36).

Свободу жить правильно и вечно мы обретаем в освобождении и отречении от власти над нами и нашим духовным миром греха и ада. Становясь искренними христианами, мы усыновляемся Богу и становимся Его детьми. Иисус Христос говорит, что только так и обретается полноценная свобода личности: Итак, сыны света свободны (см. Мф. 17, 26).

Подлинная свобода обретается подвигом христианской жизни в живой церковной связке с Главой Церкви - Иисусом Христом.

На недоумения: "За что меня отправлять в рай или ад?" - можно ответить, что человек сам на земле делает собственный выбор: что ему милее - жизнь с Вечной Любовью, Богом, или без Него. Пока есть время жизни, есть время и для этого выбора.

Как будет Бог нас оценивать? Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Если мы научимся в земной жизни любить людей - образы Божии, - видеть их проблемы и страдания и помогать им, то мы сможем быть своими в Царстве Вечной Любви. Если же итог всей нашей жизни можно будет уподобить древесной стружке, скрученной вокруг пустоты, то есть мы любили только себя и свои желания, то такая опустошенная душа не сможет пребывать там, где царствует Любовь: не потому, что этого не хочет Бог, а потому что человек своим свободным выбором сделал себя неспособным дышать воздухом Вечной Любви и Вечной Жизни.

Фото: Татьяна Сазонова

Вечная жизнь
Жить по воле Божией


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (10.06.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 10791 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
5 Анна  
0
День добрый, о.Борис! Большое спасибо за разъяснения, помогающие найти правильный путь в жизни.

4 Ольга  
0
Здравствуйте! Если возможно, задам вопрос ботюшке. Является ли грехом участие в выборах? Я имею в виду выборы, что состоялись 4 декабря. И есть ли в том смысл, если на все воля Божия?

6 Admin  
0
Публикуем ответ клирика Скорбященской церкви, диакона Иоанна Иванова.
"Любое событие, наполняющее нашу жизнь, имеет смысл, т.к. ниспосылается Богом. Можно ли назвать действия Бога бессмысленными? Конечно же, нет. Каждым событием, каждым мгновением человек ставится перед нравственным выбором.
Вспомним ответ Господа на вопрос о налогах римскому императору (Мф. 22, 15-22). Иисус Христос не отвергает гражданский долг человека, а призывает к его исполнению: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу".
В нынешней нашей политической ситуации выборы - это выражение своей индивидуальной гражданской позиции. Разве можно назвать бездействие (или полную отстраненность от выборов) гражданской позицией? Нет. Значит, такому человеку абсолютно всё равно, что кто-то распорядится его голосом. Пускай мы сомневаемся в честности или безальтернативности выборов, пускай к управлению не придет "любимая" партия или ее лидер, однако наше участие в жизни Отечества уже состоялось. Перед Богом мы вряд ли будем оправдываться в том, почему, например, не предотвратили коррупцию или различного рода махинации на выборах, наш ответ будет о личном действии или личном бездействии.
Русская Православная Церковь во все времена заботилась о стабильности нашего государства и молилась о тех властях, которые управляли страной, дабы не допустить гражданских войн и озлобления населения. Сейчас политическая стабильность (а с ней и экономическая, и социальная) напрямую зависит от выбранной власти. Поэтому не только миряне, но и священнослужители идут на выборы, чтобы отдать свой голос на поддержание стабильности в родном Отечестве.
Можно ли это назвать грехом или служением сатане? Думаю, нет.
С уважением, диакон Иоанн Иванов"

3 Женя  
0
Борис Балашов, Вы написали красивый текст, честно, не ожидал такого от церковного служителя.

2 Admin  
0
Спасибо, передадим. smile

1 Оля  
0
Передайте, пожалуйста, низкий поклон батюшке за эту статью!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz