Автор: Протоиерей Борис Балашов
Листая страницы священной книги христиан - Святого Евангелия, - мы не можем не задаваться вопросом: зачем, с какой целью Бог стал Человеком? Зачем Сын Божий допустил Свой арест, несправедливый суд и мучительную смерть на Кресте, которой предавали самых ужасных преступников?
Вспомним одну ветхозаветную историю. Во время странствования по Синайской пустыне еврейский народ стал роптать на Бога и на Моисея: Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне (Числ. 21, 5). А ведь в Египте евреи были рабами и обрекались на вымирание. В пустыне они отнюдь не голодали, Бог заботился о них. Когда же им надоела эта забота и они начали отворачиваться своими сердцами от Бога, духовная дистанция между ними и Богом увеличилась. Бог не будет силком тащить за Собой человека, Он уважает нашу свободу и наш выбор.
Бог есть жизнь (см. Ин. 11, 25). Удаляясь от Бога, люди удаляются от жизни и от Источника жизни. Человеческое существование без Бога - это смерть. И в упомянутом случае она не заставила себя ждать. На евреев стали нападать ядовитые змеи, которые жалили народ. Умерло множество людей.
Моисей стал молить Бога о спасении своего народа от смерти. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Числ. 21, 8-9). Моисей сделал медное изображение змея, как повелел ему Господь, водрузил его на высокий шест и поставил посреди палаточного городка израильтян. И когда змея жалила еврея, и он с верою обращался своим взором к медному змею на шесте, то оставался жив, так как в этом случае смертоносный яд в его теле терял свою губительную силу.
В беседе с Никодимом о цели Своего пришествия в земной мир Иисус Христос сказал: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14-15). Медный змей на шесте явился прообразом Креста Христова, на который был вознесен для распятия Господь наш Иисус Христос, и уже два тысячелетия каждый, с верою обращающий свой взор к Распятому и Воскресшему Спасителю, обретает в себе самом победу над дьявольским ядом греха и смерти, то есть обретает вечную жизнь.
Все Евангельское учение Христа указывает путь к этой победе. Святой евангелист Иоанн в конце написанного им Евангелия говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).
Но что же такое вечная жизнь? Это непрерывно сменяющаяся череда годов, столетий и тысячелетий, которым нет конца? Нет, это совершенно неправильный ответ. Бог вечен, Он сотворил мир, пространство и время, но Сам Он пространством и временем не измеряется. Вечность - это иное состояние бытия, к которому мерки времени не применимы. А в чем смысл вечной жизни? Об этом говорит Иисус Христос в молитве к Своему Отцу: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).
На языке Библии познание и знание означает не знание о чем-то и о ком-то, а знание изнутри, как приобщение и соединение с тем, о ком идет речь. Так в Священном Писании супружеское соединение мужа и жены в одну семью называется познанием человека. Так и познание или знание Бога означает не теоретическое знание о Боге, а соединение своей жизни с любящим Богом, когда и человек входит в глубинные отношения со своим Создателем, и Бог входит в жизнь человека, в его тело и душу. Об этом мы читаем в Евангелии Христовы слова: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
Во-первых, критерием человеческой любви к своему Творцу Сам Иисус Христос ставит соблюдение Его слов, то есть реальное исполнение Евангельского учения в нашей жизни, что является невозможным без знания и понимания Евангелия. Во-вторых, наградой или следствием деятельной любви к Господу становится благодатное соединение человека с Богом и пребывание Бога в самом человеке. Призвание человека - стать храмом Божиим, в котором обитает Бог.
Для того, чтобы душа человеческая стала способной принять и вместить в себя Бога, Которого и весь мир вместить не может, недостаточно только принять телесную и душевную жизнь от родителей, для этого необходимо и духовное рождение. Об этом Иисус Христос говорит: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 3, 5). Таким образом, именно в Таинстве Крещения, совершаемом по вере крещаемого (или его близких, если это младенец) происходит переустройство (или другими словами - перестройка) внутреннего мира человека. После этого крещеный человек становится способным принимать и вмещать в себя Самого Бога.
Спаситель заповедал нам: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15, 10). Однако одному, без помощи Бога, человеку не под силу исполнять Божии заповеди. Поэтому Господь не оставляет нас одних на земле, Он посылает нам Духа Святого с Его благодатными дарами. Но самый высший дар от Бога - это Он Сам. Так, в молитве Духу Святому православный христианин молится: "Прииди и вселися в ны", то есть "приди и вселись в нас".
Смерть телесная разлучает душу с телом. Но она не в состоянии отделить душу от Бога, если Он живет в ней. Тогда и в вечность человеческая христианская душа переходит вместе с Богом и вместе с Ним пребывает в светлом и радостном состоянии до Второго Пришествия Христова на землю, когда все умершие воскреснут и души вновь обретут тела.
При Втором Пришествии Христа буден подведен итог земной жизни каждого человека: Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных (Деян. 24, 15). Те люди, которые поверили Христову Евангелию и стремились исполнять Его волю, обретут во всей полноте радость и любовь Божию, которыми они жили на земле. Жил человек вечными ценностями на земле - он их и получит в избытке. Жил человек временными ценностями - там их не будет, а к вечным: любви, милосердию, добрым бескорыстным делам, то есть усердному исполнению воли Божией, - он не приучен, они для него оказались чужими. Земных радостей больше нет, а потребности остались… Это будет подобно состоянию человека, оказавшегося в знойной пустыне без капли воды и без всякой надежды утолить жажду.
А как же любовь Божия, неужели она иссякнет? Нет, конечно. Она - как яркое летнее солнце, которое для одних - живительно, а для других - невыносимо мучительно. Так и Божия любовь: кто с ней сроднился - тем она светит и греет, для кого была ненужной и чуждой - для тех будет вечным палящим огнем.
По мысли святых отцов Церкви, человек здесь, на земле, созидает себе тот настрой, который будет содержанием его жизни за гробом.
По словам Спасителя: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 35-36).
Вечная жизнь или вечная смерть созревают в земной жизни человека, а во всей полноте раскроются после смерти. Выбор же своего пути к вечной жизни или вечной смерти человек делает сам.
Бог... Какой Он?
Как я поверил в Воскресение Христово Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|