Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Недавно получил письмо от одного доброго христианина, и в нем меня тронули такие слова: "Не хочу я быть таким - теплым в вере". Этот горький вздох, это печальное переживание знакомо многим. "Не хочу тлеть, а хочу гореть".
Кому эта жажда подлинной жизни известна, кто эту неудовлетворенность чувствует и от нее страдает, тому хочется сказать несколько ободряющих слов. Желание быть не теплым, а горячим, или, точнее, горящим, знакомо не всем. В ком никогда не загорался подлинный огонь, тот его не знает и вполне удовлетворен тлением. Только тот способен ощущать себя "погасшим", кто хоть раз "горел".
"Не хочу я быть таким - теплым" - может вырваться только из того сердца, которое способно воспламениться. Это с ним уже случалось, вот только недолго продлилось. Пламя вспыхивало время от времени, а потом - лишь еле ощутимый огонек, который, кажется, почти не греет и не светит.
Почему-то пламенное воодушевление сменяется равнодушием, а там недалеко и до предательства.
В канун Страстной седмицы хочется поразмышлять об этих трех вещах, которые попеременно могут посещать одну и ту же душу: о воодушевлении, о равнодушии и о предательстве. Страстная седмица предваряется праздником Входа Господня в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим
Вот одна из ярчайших картин воодушевления. Жители города вышли с цветами, с пальмовыми ветвями встречать Господа, в Котором они, наконец, признали Мессию. "Осанна!.." - восклицают они, и, наверное, трудно представить более полный и единодушный восторг. Люди счастливы, потому что сбылась многовековая мечта народа израильского. "Осанна Сыну Давидову!" Множество поколений отцов ждало этого дня. И вот он наступил.
Этот восторг был, без сомнения, искренним, но недолгим. Поскольку вслед за входом Иисуса в Иерусалим не последовало немедленного освобождения, всеобщего благоденствия, всех тех земных благ, которых большинство ожидало от Мессии. Воодушевление быстро остыло, и жизнь пошла своим чередом. Так остывает и наш огонь, и хотя мы не отрекаемся от веры, продолжаем стараться выполнять ее требования, все это делается как-то холодно, формально. "Не хочу я быть таким - теплым в вере". А горячим быть, почему-то, не удается.
На Страстной неделе вспоминается так много событий, и все они так важны, что невозможно сказать обо всем. Поэтому ограничусь лишь одной темой - темой предательства. Ведь мы все бываем предателями. И пусть никто не будет оскорблен этим утверждением. Предательство тоже ведь бывает разным. Есть Иудино и есть Петрово. Есть предательство умышленное, злонамеренное; и есть предательство невольное, результат слабости, малодушия. Иуда предавал Господа сознательно. Петр отрекся от Него, будучи не в силах победить страх.
И каждый наш грех после того, как мы окрестились и приняли Христа в свое сердце, после того, как исповедали, что веруем Ему, "яко Царю и Богу", каждый грех - предательство. Когда грех невольный (от неведения, забвения, немощи, неразумия и пр.), то наше предательство сродни Петрову. Ничего в этом, понятно, хорошего нет, но все же никому миновать этого не удается. А вот когда мы все понимаем, когда прежде, чем согрешить, мы отлично знали, чем тот или иной поступок является в глазах Господа, и когда у нас есть возможность не совершать его, но мы совершаем, тут поступающий так - второй Иуда. Избавь нас, Господи, от любого предательства, но от Иудиного - особенно. Лучше бы нам и не познать никогда Господа, чем, познав, предать.
Так идет наша жизнь, так живет наша душа - то пламенея, то остывая, то предавая и плача, как плакал Петр, то снова загораясь. А надо, как говорят святые, все время гореть. "Духа не угашайте" (1 Фес. 5, 19), - призывает апостол Павел. - "Духом пламенейте" (Рим. 12, 11). И тот, повторим, кто страдает от того, что не пламенеет, кто искренне хочет жить подлинной духовной жизнью, возвышенной, благоухающей и сияющей, тот способен к ней и, более того, призван к ней. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7, 7).
Из книги протоиерея Игоря Гагарина
"Гореть, а не тлеть! Великий пост и Пасха в жизни христианина"
Клин. "Христианская жизнь". 2008 г.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|