Автор: Протоиерей Борис Балашов
К празднику Рождества Христова ведет сорокадневный пост. Празднику предшествуют пять дней предпраздненства. Само Рождество - трехдневный праздник, да еще четыре дня попразднства. И так каждый год. Какой же в этом смысл? Для того, чтобы в подробностях вспомнить событие, произошедшее две тысячи лет назад, хватило бы и дня. А для того, чтобы поздравить близкого человека с днем рождения, и одного вечера достаточно.
Но если нормальные люди вступают в брак, то для полноценной подготовки к этому событию им и месяца не хватит; чтобы подготовиться к рождению ребенка - тоже одним месяцем не обойдешься. Потому что свадьба или рождение детей - это не воспоминания о делах давно минувших дней, а важные события нашей реальной жизни.
Церковные праздники имеют в себе элемент воспоминания конкретного исторического события, но этим они не ограничиваются, что можно увидеть из православных богослужебных текстов и в традиционных православных иконах.
Возьмем, к примеру, наиболее известную классическую русскую икону - Святую Троицу преподобного Андрея Рублева.
При первом взгляде на эту икону человеку, не искушенному в иконописи, сразу бросается в глаза, что пространство в иконе построено как-то не так, по сравнению с реалистической живописью или фотографиями. Когда мы глядим на уходящую вдаль дорогу, то, согласно законам перспективы, чем дальше предмет расположен от смотрящего, тем он мельче, а дорога - все уже. Перспектива на картине или фотографии уводит нас вдаль, делает зрителями какого-то пейзажа или какой-либо сцены.
На иконе преподобного Андрея Рублева перспектива сходится не в точке за линией горизонта, как на какой-либо фотографии, а в стоящем перед иконой Святой Троицы человеке. Задача иконы - не только рассказать о священном событии, а ввести человека в духовную реальность праздника, дать прикоснуться душой к самому событию и сделать молящегося перед ней человека духовным участником празднуемого события.
Прочитаем внимательно кондак Рождества (в русском переводе): "Дева ныне рождает Существующего прежде всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному. Ангелы с пастухами прославляют; мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец, Превечный Бог".
"Ныне" по-русски или "днесь" по-славянски означает "сегодня", т.е. в настоящее время. Участие в богослужении и молитва приобщают человека как к миру Небесного Божиего Царства, так и к священным событиям, делая христиан их участниками. В церковной жизни происходит подлинная встреча человека с Живым Богом.
К встрече с Богом надо готовиться гораздо ответственнее, чем готовится невеста к свадьбе. Бог не только Всемогущ, но и любит нас гораздо больше, чем мы способны любить. Ведь наш Бог ради нас, грешных людей, становится человеком в утробе Девы Марии и рождается в хлеву, а не в царских палатах. Он, бесконечно любя Свои создания, ради нас идет на Крест и мучительно умирает, чтобы нас, людей, избавить от смерти и страданий, и Воскресает, чтобы нам дать воскресение и вечную жизнь.
Каждая встреча со Христом духовно обогащает искреннего человека и укрепляет в шествии по жизненному пути.
Зачем же нужно ежегодное духовное участие христианина в священных событиях? А почему человек ежедневно кушает, а не удовлетворяется лишь воспоминанием о ранее съеденном обеде? Потому, что ему нужны жизненные силы. Так же и верующему человеку нужно общение со своим Господом и Его семьей - Православной Церковью. Это дает человеку возможность духовно возрастать, преодолевать трудности и невзгоды, укрепляться Христовой любовью и, самое главное, жить все более и более полноценно, а не существовать как животные, согласно законам жизненной необходимости.
Если в какую-то посуду мы собираемся залить некий важный для нашего организма пищевой продукт, то, соответственно, емкость тщательно промывается, в некоторых случаях даже подвергается кипячению. И никто этому не удивляется.
Когда мы говорим о том, что человек, его душа и центр души - сердце (в духовном смысле) - должны принять в себя Самого Бога, Который хочет быть с человеком и внутри жизни самого человека, то с какой же тщательностью мы должны приготовить к этому свой внутренний мир, свою душу! Когда к нам в гости на один вечер приходят дорогие нам люди, мы стараемся их хорошо принять и угостить, чтобы все было чисто и уютно, все радовало нас и наших близких.
Задача христианина - не мимолетная встреча с Иисусом Христом по каким-то практическим вопросам, а совместная жизнь с Ним, и не на короткий срок, а навсегда, на всю земную жизнь и на всю вечность. А отсюда вытекает и та духовная работа, совершая которую, мы приготавливаем для Господа наше сердце, и то старание, с которым мы сберегаем и храним наши с Ним отношения.
Все наши посты и праздники имеют, в первую очередь, эту цель. Наступивший Рождественский пост приготавливает наши души к тому, чтобы глубже и теснее стали наши отношения с Богом, чтобы мы были способными всеми силами души горячо ответить на жертвенную любовь Божиего Сына к нам, грешным людям.
Господь нам нужен как самый верный и надежный Друг, нам дороги Его любовь и забота о нас. Мы хотим быть Божиими детьми. Именно на это и должен быть нацелен наш духовный труд.
Ссылки по теме:
Бог вошел в человеческую историю
Традиции празднования Рождества Христова
Ты не один (иконография Рождества Христова)
Пойдемте вместе в Вифлеем!
Для чего родился Христос?
Почему Православная Церковь празднует Рождество по своему календарю?
Рождественский пост
Зачем нужны посты и праздники? (в начало страницы)
Подготовка к Рождеству
Какие грехи принести ко Господу?
В ожидании Рождества
Отделявшая от Бога преграда разрушена Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|