Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
В Неделю о Страшном суде, Мф. 25, 31-46
Сегодня Церковь напоминает о том, что нас ждет в будущем, что обязательно с нами произойдет. Мы называем это Страшным судом. Страшным – не потому, что Христос страшен, а потому, что этот суд неизбежен: придя на землю во второй раз, Господь расставит все на свои места, и каждый должен будет нести ответ. Но почему?
Наш мир искажен грехом, Иисус Христос восстановит его, и мы призваны жить в обновленном мире. Но Господь нигде не говорит, что обещает нам в награду «курорт» и вечный отдых. И это правильно, ведь отдых – вещь хорошая, но лишь дозированно, а когда человек вынужденно лишен всякой деятельности, он страдает. Не случайно самое страшное наказание для преступника – одиночная камера, где он остается без дела и один на один с самим собой.
Давайте задумаемся, в какие моменты жизни мы чувствуем себя счастливыми: когда бездельничаем или делаем что-то доброе, приятное? Думаю, ответ очевиден. Поэтому можно понять, что Господь даст нам в том мире лучшее, и оно будет светлым, радостным. Не нужно пытаться анализировать, как именно это будет происходить, ведь у нас нет ни понятий, ни слов, чтобы передать иную реальность. Лучше действовать, как ученики в школе: разумный ребенок хочет стать впоследствии хорошим специалистом, поэтому старается учиться хорошо. Наша земная жизнь – это тоже школа, и здесь мы также готовимся к будущему, стремясь сделать его светлым и счастливым.
О том, каким образом Господь будет оценивать наши усилия, мы читали сегодня в Евангелии от Матфея. В притче о Страшном суде Иисус Христос условно разделяет людей на две категории – козлов и овец. При этом Он не спрашивает, усердно ли человек молился, постился и читал Евангелие, а говорит лишь о том, каков плод нашей веры.
Чего мы ждем, сажая яблоню, – вкусных яблок или обильного урожая любой ценой? Бывает, дерево красивое и отлично плодоносит, а яблоки в рот взять невозможно. Добрые плоды – вот то, что нужно нам и чего ждет от нас Господь. Но когда мы так рассуждаем, может показаться, что здесь идет речь лишь о доброделании, что является главным для христианина, по мнению католиков. Но, прочитав внимательно притчу о Страшном суде, мы поймем, что Господь вкладывает в это понятие более глубокий смысл.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
А тем, кто по левую сторону, Господь скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 34-41). Подобно тому, как весной на приусадебном участке мы собираем и сжигаем мусор, старую листву, так дьяволу и всем тем, кто с ним духовно сроднился, будет уготована схожая участь – гореть вечным огнем. Адский огонь не может сжечь, потому что человек и ангелы имеют бессмертную душу, которая неуничтожима, но может жечь и приносить жуткие страдания.
Почему же Господь одних принимает с радостью, а других – проклинает? Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (Мф. 25, 44) – недоумевают люди, навлекшие на себя проклятую участь.
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? (Мф. 25, 37) – изумляются праведники.
Когда мы крестимся, три сложенных вместе пальца напоминают о Боге-Троице, едином в трех Лицах, а два других – о том, что во Христе неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно навсегда соединились две природы – Божественная и человеческая. Господь Иисус Христос – тоже потомок Адама, брат нам по человеческой природе, и Сам оценивает это таким образом: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).
Плохой поступок – не обязательно действие, совершенное против кого-то, причинение вреда. В притче о милосердном самарянине священник и левит ничего плохого не сделали еврею, лежавшему на дороге. Он пострадал от рук разбойников, но именно за бездействие Господь их обличает. Даже в нормах современного законодательства неоказание помощи человеку в тяжелой ситуации является преступлением. То есть можно не делать ничего: не оказывать помощь, не воспитывать детей, не обращать внимания на тех, кому больно, трудно, нечего есть, и именно поэтому оказаться преступником перед Богом.
Человек есть образ Божий, и одно из важнейших для нас качеств Божиих – это любовь. А когда Бог в нас не видит любви, Он не узнаёт нас, мы оказываемся чужими Ему по духу. Не потому, что Господь на нас «бирку вешает». Еще в райском состоянии Он дал людям заповедь возделывать и хранить рай, а если рая на земле давно нет, о чем же тогда Бог говорит, ведь данную заповедь никто не отменял?
В Евангелии Христос иными словами выражает эту мысль: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Т.е. мы призваны созидать Царствие Божие в своем сердце, возделывать и хранить рай в душе и вокруг нас. От этого очень многое зависит: когда в душу человека приходит Христос, меняется не только он сам, но и мир вокруг него.
Мы знаем, что Луна вращается вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца, хотя некогда люди утверждали обратное. Так и с людьми: когда центром жизни человека является Бог, Он ее освящает и согревает. А если кто-то себя считает центром вселенной, гармония рушится. Мы называем такого человека «эгоист», что в переводе с латинского означает: «я – есть». Он – есть, а все остальное – для него и вокруг него крутиться должно, окружающие существуют лишь для удовлетворения его потребностей. Как сказал один священник, «эгоист – это человек, похожий на древесную стружку: она красиво завита вокруг невидимой оси, а внутри – пустота».
Когда человек делает центром мира себя, оказывается, что в сердце его пусто. Там нет Бога, нет любви, нет жизни в подлинном смысле! Бог сделал все, чтобы мы ожили и жили вечно. Он дал нам средство от греховной болезни: Лекарство, дающее бессмертие, есть, а пользоваться им или нет – наш выбор!
Не дела будет оценивать Христос, а плоды нашей веры, ведь древо познается по плоду своему (Лк. 6, 44). Глядя на них, Господь рассудит, что мы способны принести в этот мир. Если мы живем только для себя – что ж, пожили, и будет, а если способны быть полезными, тогда другое дело.
А как же молитва, пост, Евангелие? Конечно, все это нужно, но ведь это необходимые средства, чтобы мы выросли духовно живыми людьми, способными наследовать вечную жизнь. Ими станут те, у кого она уже зародилась в сердце, к кому Христос уже пришел, кто для Него расчищает путь, трудясь над своей душой. Вечная жизнь начинается не после смерти, а здесь и сейчас. После Тайной Вечери в Первосвященнической молитве Господь сказал об этом предельно ясно: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).
Познание Бога, сроднение, соединение с Ним – это и есть жизнь вечная, мы при этом пропитываемся Божественной благодатью. Когда все, что мы делаем, имеет подлинную ценность, когда мы боремся с духовной грязью и всеми силами стараемся быть с Богом и быть способными приносить добрые плоды, тогда мы станем похожи на Бога, и любовь станет центром нашей жизни. Не та сентиментальная любовь, о которой много мечтают и говорят, а жертвенная, отдающая любовь, которая является настоящим подвигом.
Мне приходилось, по просьбе знакомого священника, крестить и причащать брошенных детей в Доме ребенка в Москве. Это печальное зрелище, но самое удивительное то, что у многих из этих детей есть мамы. Мамы приходят к ним по воскресеньям, с умилением приносят фрукты и сладости, а потом – «до свидания, до встречи через неделю». Как вы думаете, это любовь? Да кто же в это поверит? Зачастую такой «матери» ребенок просто мешает жить своей жизнью, и она бросает его, предает. А вот когда женщина, не жалея себя, «тащит» ребенка одна, возможно даже больного и в тяжелых условиях, – это настоящая мать, и она действительно любит, это добрый плод!
Способны ли мы приносить достойные плоды, быть любящими? Помним ли то, о чем говорит апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании: «Научись любить людей, они несут в себе образ Божий»? Только через это мы можем научиться любить Бога! Аминь.
Фото: www.icon-art.info
О прощении
«Боже, милостив буди мне, грешному»
Возвращение блудного сына
От чего спасает Христос?
Как наследовать жизнь вечную?
О богатом юноше
О безумном богаче
О милосердном самарянине
Воскрешение дочери Иаира
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре
О Сеятеле
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|