Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О милосердном самарянине
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 24.11.2024, 05:21 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

О милосердном самарянине

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Лк. 10, 25-37

Те люди, которые ходят в Церковь постоянно, для кого она, как дом родной, знают притчу о милосердном самарянине практически наизусть. Она очень важна для нас, поскольку открывает разные грани нашего общения с Богом.

К Христу подошел некий законник, т.е. человек хорошо образованный, знавший в совершенстве Священное Писание Ветхого Завета – закон, данный евреям Богом. Евангелие подчеркивает, что он подошел не с целью понять слова Христа, а с желанием Его искусить, потому что Христос проповедовал то, что с позиции многих законников было неправильным. Они ожидали прихода Мессии и наступления Божиего Царства, но понимали его как земное царство изобилия, благополучия, своего рода коммунизм, каким нам его пытались представить в прошлом столетии.

И вот законник задает Христу вопрос: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос, зная, с кем имеет дело и понимая что этот человек держится за «букву закона», к этому закону его и отсылает: в законе что́ написано? ка́к читаешь? (Лк. 10, 25–26) Понятно, что если человек прекрасно знает закон, вопрос Христа имеет еще и прикровенный смысл. Дело в том, что у ревнителей закона был обычай носить у головы небольшие кожаные коробочки, куда они клали цитаты важнейших мест Священного Писания, которые должны были периодически перечитывать, как бы непрестанно удерживая их перед взором. Таким образом, вопрос Христа, по сути, был упреком этому человеку: «Как же ты читаешь закон? Эти слова постоянно перед твоими глазами, но ты не понимаешь их смысл!»

Еврей-законник в ответ привел главные заповеди Ветхого Завета. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк. 10, 27-28). Т.е. если ты будешь эти заповеди исполнять, Бог благословит твою жизнь на земле (о вечности Христос пока не говорит).

Законник вроде бы все это знал, но слова о любви к ближнему находились где-то на задворках его сознания. Потому что для людей такого типа самое главное – это выполнение обряда, ритуала и всякого рода внешних религиозных предписаний. Во все времена для фарисейски верующих людей обрядовые действия заслоняют подлинный смысл богообщения. Для них оказывается важнее, как свечку поставить (не дай Бог передать ее не той рукой и через левое плечо), чем вникать в смысл Священного Писания и пытаться понять волю Божию. Поэтому законник продолжает искать, к чему бы придраться в словах Христа: «Любовь к ближнему… Известно, что Христос даже к иноплеменникам и язычникам хорошо относится. Но так же нельзя!»

В сознании иудеев того времени укрепилась мысль о необходимости любить единоплеменника (человека идентичной национальности и веры) и ненавидеть своего врага. И хотя в Писании таких «заповедей» не было, люди решили, что так удобнее. Поэтому собеседник Господа задает коварный вопрос: «А кто мой ближний?» Любить-то, собственно, кого надо?

Чтобы помочь ему и всем нам понять, о чем говорит Бог, Христос рассказывает притчу о человеке, который оказался в беде – стал жертвой разбойников по пути из Иерусалима в Иерихон.

В V в. блаженный Иероним Стридонский засвидетельствует, что эту дорогу называли «красной», или «кровавой», поскольку разбойники здесь просто лютовали. Иерусалим находился на возвышенности, а Иерихон – ниже уровня моря, дорога спускалась вниз по гористой местности, и по мере приближения к цели идти было все тяжелее – становилось очень жарко и душно. Христос говорит, что эти разбойники ограбили, изранили иудея (своего единоплеменника) и оставили умирать под палящим солнцем.

И вот, мимо проходят люди, тоже не чужие – евреи, иудеи по вероисповедованию и более того, служители храма. В те времена служителей в храме было очень много, поэтому они по очереди выполняли свое служение. В среднем, священники, жившие в разных местах, около двух недель в году проводили на служении в храме, а остальное время занимались своими обычными мирскими делами.

Первым из храма идет священник, который только что совершал служение Богу: он молился, выполнял определенные обряды, стремился быть с Богом в меру своих возможностей. Но вот на его пути лежит израненный иудей – весь в крови, грязи, избитый. Одного взгляда достаточно, чтобы понять: на такой жаре он долго не протянет. Но подойти к нему сейчас – значит, во-первых, перепачкаться с ног до головы, а священник хорошо одет. Во-вторых, там не только грязь, но и кровь – пойди, докажи потом, что не ты сам его изувечил. Да и вообще, тратить силы и время на этого человека не очень хочется. Помните, как у Гоголя: «Ну, Бог тебе поможет!» (а я пошел, у меня дела). Жалко беднягу, конечно, но что делать…

Следом за священником идет левит. Левиты часто бывали хористами, и вот, представьте, он только что вдохновенно пел в храме гимны, псалмы, прославляющие Бога, и тут, по пути домой, такое искушение – еврей на дороге умирает. Подобно священнику, он просто обошел несчастного стороной, хотя для них обоих этот человек, согласно религиозному закону, был ближним. Но они не оказали ему никакой помощи, т.е. фактически стали его врагами!

Но ситуация меняется, когда к умирающему приблизился еще один прохожий – самарянин. Самарянин – это враг, у евреев с самарянами были отвратительные отношения, кровная вражда, даже к язычникам лучше относились. Но сейчас самарянин видит иудея в беде: он останавливается, слезает со своего осла и, не боясь испачкаться, оказывает ему необходимую помощь, насколько это было возможно сделать. Он промывает ему раны вином (вода в условиях жаркого климата долго не хранится, поэтому у путников всегда был с собой запас сухого вина), перевязывает раны, возможно, разорвав что-то из своей одежды, и сажает на осла, а сам продолжает путь пешком.

На всем протяжении дороги располагались гостиницы для путников – «караван серай»: абсолютно не комфортабельные, без удобств и пищи. Они служили только пристанищем на ночь. Самарянин приходит в такую гостиницу. Поскольку он уже не раз ходил этим путем, хозяин его хорошо знает и откликается на просьбу дать приют этому полуживому человеку. Отъезжая на другой день, милосердный самарянин вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10, 35). Динарий – размер дневного заработка рабочего или солдата, больше самарянин сейчас оставить не мог, он потратил деньги, занимаясь своими служебными делами, и теперь возвращается домой.

Мы видим, что сначала законник искушал вопросом Иисуса Христа, а теперь Христос задает ему вопрос: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Законник, хотя терпеть не мог самарян, вынужден был признать: оказавший ему милость, потому что жизнь так показала. А ведь это абсолютно выходило за его рамки понимания воли Божией. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 36-37). Господь дает нам разные жизненные ситуации, но если Он ставит передо мной человека, который нуждается в помощи: не обязательно в деньгах, но и в милосердии, сострадании, добром слове, участии, поддержке – значит, он и есть мой ближний и я должен к нему проявить свою любовь.

Эта заповедь не укладывалась в понимании евреев того времени, да и нашим современникам она не всегда понятна. Трудная заповедь! Где же найти силы ее исполнить? Когда к нам приезжают иноплеменники, вы сами знаете, как наши люди к ним в большинстве своем относятся. А тут получается, что какой-нибудь сломавший ногу таджик, попавшийся на дороге, для меня – ближний? Да! И не имеет значения, какую веру он исповедует и на каком языке говорит: раз Господь поставил его на моем пути, я должен ему помочь.

Господь в этой притче открывает нам те духовные законы, по которым наш мир устроен. И хотя после грехопадения мир искажен, его фундаментальные законы остаются неизменными. В Небесном Царстве это абсолютные законы, и те из нас, кто здесь, на земле, не научатся по ним жить, Там окажутся чужими. Но Господь нам говорит и другое: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 22), то есть оно должно быть не только где-то вокруг нас, но, в первую очередь, в нашем сердце. Законы Божии, по которым Он устроил этот мир, должны царствовать в нашей душе. Но как этого достичь обычному человеку? Взять и начать так любить – возможно ли это? Христос, на первый взгляд, ставит нам невыполнимую задачу.

Но давайте обратимся к самому началу притчи. Еврейский законник спросил Христа: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Наследовать т.е. получить на основании родства, а кто может наследовать наше имущество? Наши дети, родственники. Т.е. чтобы наследовать Божие Царство, надо в нем родиться. Человек рождается для Божиего Царства и обретает дар Святого Духа в таинствах Крещения и Миропомазания. А дальше, конечно, он может жить или не жить по той любви, к которой его призвал Господь. Он может сделать ее главным сокровищем своего сердца, а может ее предать и жить по принципу «хватай, пока хватается». Человеку дана от Бога свобода, но выбирает-то он для себя, в конце концов! Что выберет, то и будет его достоянием: выберет вечную жизнь – она будет его достоянием, а выберет жизнь скотскую – его право!

Человек по-настоящему способен исполнить волю Божию не только тогда, когда он старается. Стараться, конечно же, надо, но хороший результат мы получим  тогда, когда наши дела совершаются с Божией благодатью, с Божией помощью.

Как говорили святые отцы: «Если Господь сотворил нас без нас, то он не спасет нас без нас». Т.е. необходимо соработничество, где соединяются силы человека и Бога: и я не смогу это сделать без Бога, и Он без меня этого сделать не сможет. Любовь – это дар Божий, но ведь Господь дает дары только тем, кто к ним стремится, их ищет. А кому они не ценны, Бог не будет их давать, потому что человек все равно ими правильно не воспользуется.  

Много лет назад я преподавал «Основы христианства» в средней школе, и мне запомнился один мальчик, который заинтересовался Православием. Нет, он не стал верующим, но оценил евангельские истины, нравственное учение Христа. Потом он окончил школу, поступил в институт и придя ко мне с горечью сказал, что, по его мнению, Евангелие невыполнимо. Я ответил: «Да, ты прав. Без Бога – невыполнимо, но с Богом возможно все!»

Вера нас с Богом соединяет и укрепляет. Это тот канал, по которому мы получаем духовные силы, а без них мы и близких-то любить не можем, и даже себя не можем любить по-настоящему. Это закон духовной жизни, по которому устроен наш мир. Ведь человек – не только телесное существо, он живет для вечной жизни. Поэтому, если мы этот закон будем стараться исполнять, тогда сможем сделать то, что кажется невозможным: побеждать любовью разделение, разногласия, строить свой жизненный путь так, чтобы он был светлым и радостным, потому что он ведет к бессмертию и радости в мире Божией Славы. Аминь.

 


 

Воскрешение дочери Иаира (проповедь)
Исцеление Гадаринского бесноватого(проповедь)
О богаче и Лазаре (проповедь)
О Сеятеле (проповедь)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (10.12.2019)
Просмотров: 1009
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz