Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Лк. 8, 26-38
История о встрече Христа с бесноватым описана у первых трех евангелистов, она очень яркая и запоминающаяся. Сегодня мы читали ее в Евангелии от Луки.
Чтобы понять, кто такие бесноватые, вспомним, каковы источники наших болезней. Они могут быть связаны с органическим повреждением, в частности у людей с нарушением некоторых мозговых функций или заболеваниями нервной системы или психики. У таких людей возникают проблемы в общении, но они способны быть хорошими христианами – любить Бога и ближних, участвовать в богослужении, получая от этого утешение и укрепление. А бесноватые, или одержимые люди, при всей схожести внешних симптомов, больны духовно, причина их недуга – действие темных сил.
Психически больные и бесноватые люди по-разному реагируют на святыню, и если первые воспринимают ее близость светло и радостно, то вторые – отторгают, несмотря на то, что внутренне они могут чувствовать радость от близости святыни. Тело такого человека может биться в конвульсиях, он может выкрикивать разные устрашающие и непристойные слова, и это происходит именно тогда, когда приближаются наиболее важные моменты богослужения (хотя сам человек может в этом вообще не разбираться). То есть приближение Христа тело человека, зависимого от темной силы, ощущает болезненно.
Мы вспомнили об этом, чтобы понять, что же произошло в тот момент, когда Христос с учениками переправился на другую сторону Галилейского озера. Там были дикие места, скалы с множеством пещер, в том числе и погребальных, которые использовали, чтобы хоронить умерших. Неподалеку располагались города, которые населяли и евреи, и язычники. Но этот несчастный больной человек, про которого мы сегодня читали в Евангелии, жил здесь, в пещерах. Он был бесноватым, но, как о нем рассказывают евангелисты, пришел в такое тяжелое состояние не сразу: раньше он жил среди людей, и во время приступов его пытались связывать, даже сковывали цепями, но он все эти узы разрывал. Он становился опасен – кричал, дрался, нападал и в конце концов сам сбежал в пустынные места, поскольку никого не мог переносить, да и его присутствие терпеть было невозможно.
Каждый человек на земле связан некоторого рода несвободой – отношениями с близкими людьми, обязанностями перед ними и обществом, теми ограничениями, которые накладывают вера в Бога и богоугодная жизнь. Мы сейчас часто слышим дискуссии о свободе. Казалось бы, по современным меркам этот человек был свободен абсолютно: от веры, ибо она не сковывала его совесть, от близких, поскольку он не был связан никакими отношениями с людьми, от общества, ведь никаких законов он не знал и не исполнял. Он был свободен даже от необходимости носить одежду, и все это – «свобода бомжа». Такой свободы никому не пожелаешь, ведь по сути она является рабством. Освобождаясь от Бога, человек лишается возможности идти путем спасения и вечной жизни, а не имея близких и общения с людьми, он не сможет обрести счастье в этой жизни.
Этот бесноватый, которого не удержали ни вера, ни человеческие связи, ни цепи, жил один в безлюдном месте, которое все старались обходить стороной, поскольку такие больные неуправляемы и обладают огромной физической силой. Но вдруг он забеспокоился, почувствовав, что рядом Христос и его ученики. Ему ничего не стоило напасть на них и всех побить, но он, выйдя навстречу, просил Христа отойти отсюда и, пав на колени, закричал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). Понятно, что это протестует не человек, который ничего не знал про Иисуса из Назарета, а нечистая сила, поскольку присутствие Христа для нее невыносимо.
Весной, когда начинает припекать солнце, все снежные фигурки не выдерживают тепла и тают. Так и Свет Божества действует на бесов – они не понимали тогда до конца природу Христа, но чувствовали себя абсолютно беззащитными – примерно как бандит под дулами нескольких автоматов, направленных на него.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него (Лк. 8, 30). В римском войске легион – это отряд из шести тысяч воинов, но этим словом часто обозначали неопределенное множество. Бесы просили Христа не отсылать их далеко: они, конечно, знали, что когда-то их время кончится и тогда они будут безвозвратно отправлены в то место, которое в Евангелии может называться бездной, геенной огненной, т.е. «всемирной помойкой», но сейчас этот момент еще не наступил.
Образ «геенны огненной» взят из еврейской жизни. Возле Иерусалима была долина, где в древние времена отпавшие от веры в истинного Бога евреи приносили кровавые жертвы идолам. Впоследствии евреи раскаялись в этом, а на месте, где совершались языческие жетвоприношения, устроили место для сбора мусора и отходов. Чтобы избежать распространения инфекции, там постоянно поддерживали огонь, но образ этой зловонной свалки трупов животных и нечистот породил соответствующие ассоциации в сознании жителей Иерусалима – Христос использует его, чтобы пояснить, куда будет выброшено зло всего мира после окончательной победы Спасителя. Встреча с Тем, Кто излучает такую силу, испугала бесов, они подумали, что их конец пришел преждевременно, и просили Христа разрешить им войти в стадо свиней. Он позволил им это сделать.
Когда бесовские силы были в человеке, он мучился, не мог нормально жить, поэтому мы понимаем, что он не стал бы бояться Христа и противиться Его приближению, но вынужден был делать это под действием темных сил. Однако они не могли его полностью уничтожить, так как зло не имеет абсолютной власти над человеком, пока он сам не отдаст себя в его руки. Человек – Образ Божий, этим он отличается от животного, и, кроме того, он особо храним Богом.
Но откуда здесь взялись свиньи, которые у евреев считались нечистыми животными (их запрещалось не только употреблять в пищу, но и дотрагиваться до них)? Во-первых, здесь жили и язычники, а во-вторых, евреи склонны заниматься торговлей, и видимо, в этих местах процветал незаконный бизнес – они разводили свиней на продажу для язычников, нарушая религиозный закон.
Когда Христос повелел бесам войти в стадо свиней, те взбесились, побежали, как будто гонимые кем-то, и бросились с обрыва в озеро. Все стадо погибло сразу, оказавшись под действием разрушающей бесовской силы, ведь животные не имеют свободной воли, в отличие от человека, который может противостоять разрушительной силе греха и зла.
Рядом были пастухи, которые все это видели, и для них произошедшее было катастрофой. Чтобы как-то оправдаться перед хозяевами за гибель стада, они побежали звать их, говоря, что причиной всему какой-то Иисус, приплывший на лодке. Сбежавшиеся на крик увидели, что возле ног этого незнакомца спокойно сидит бесноватый, которого все они хорошо знали, но теперь он одет и смиренно внимает словам Христа.
Но судьба больного меньше всего волновала хозяев свиней. Подумаешь, человек спасен, но как же их имущество – свиньи? Они испугались: «Мало ли, какой еще урон нанесут действия этого чудотворца – как бы и с нами не сделал чего-нибудь!» – поэтому культурно попросили Иисуса Христа удалиться.
Господь не навязывается людям, Он никогда не будет взламывать дверь человеческого сердца, поэтому Он ушел. Но бывший бесноватый просил Христа, чтобы Тот взял его с Собой. Почему – мы можем только догадываться. Во-первых, сейчас, впервые за многие годы ему было хорошо, он был счастлив: он общался с людьми и с Богом, ощутил вкус жизни, подлинной свободы! Не свободы делать, что угодно, а свободы жить. С другой стороны, осталась тревога – Иисус уйдет, как бы эта нечисть опять не привязалась. Бывший бесноватый поверил Христу, поскольку реально ощутил действие Его Божественной силы на себе, и ему стало от этого хорошо. Мы часто не ценим свое здоровье, да и саму жизнь, и начинаем понимать, что поступали неразумно, только тогда, когда многое теряем. Это может хорошо понять человек, который тяжело болел, но потом все-таки встал на ноги.
Но Христос рассудил иначе: «Иди в эти города, селения и расскажи, что Бог с тобою сделал». По сути, Он оставляет этого человека апостолом на этой земле, там, куда Сам не смог пойти с проповедью, потому что Его не пустили к себе жители этих мест. Человек, который реально ощутил на себе силу Христову и ожил от нее, будет говорить о Боге тем людям, которые его хорошо знали и помнили, каким он был. Один из евангелистов пишет, что впоследствии проповедь Христа здесь, среди иудеев и язычников, будет успешной. Значит, люди задумались и многие из них пришли к вере.
Когда человек боится идти за Христом, потому что может понести материальный урон, иметь какие-то неприятности, то остается, можно сказать, со своими свиньями, но без Христа. Тем самым он лишает себя свободы ожить: жить с Богом, жить с любовью Божией, жить вечно, побеждать грех и зло в своем сердце и вокруг себя, потому что подлинная свобода приобретается только со Христом. Аминь.
О богаче и Лазаре (проповедь)
О Сеятеле (проповедь)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|