Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Лк. 35, 5-15
Сегодня мы слышали притчу о Сеятеле, смысл которой был вполне понятен современникам Иисуса Христа, поскольку большинство из них занимались сельским хозяйством. Они подготавливали почву, сеяли, собирали урожай и прекрасно понимали, что семена куда угодно бросать нельзя, иначе ничего не вырастет. А Христос, Которого мы узнаем в образе Сеятеля, поступает иначе – Он семена веры сеет везде, призывая всех стать Его учениками.
Господь объясняет нам тайны Царства Небесного образно – в притчах, чтобы каждый человек мог запомнить их и поразмышлять. Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5–8).
Когда проводят кастинг среди актеров, ищут таланты – тех, у кого есть соответствующие данные, отбирают из тысяч кандидатов. Спортивные тренеры тоже не будут заниматься со всеми – им нужны такие ученики, которые смогут показать хорошие результаты; в науке и других сферах деятельности происходит нечто подобное. А Господь обращается ко всем людям, независимо от того, имеют они данные или нет, готовы или не готовы, праведные они или грешные. Он обращается даже к тем, кто сейчас, казалось бы, и плод веры принести не может. Но какой в этом смысл? Попробуем разобраться.
Утоптанная на жаре земля – твердая, как бетон, асфальт. Семечко, которое упало при дороге, полежит-полежит там, но укорениться не сможет, так птицы его и склюют. Упало на камень – не значит, что это семя попало в место, заваленное камнями. Мы говорим о Палестине, где гористая местность. На поверхности скалы может образоваться небольшой слой почвы. Он неглубокий, но зато легко прогревается солнцем, хорошо увлажняется росой, и этого достаточно, чтобы семя прижилось, проросло. Только развиваться этот росток все равно не сможет, ведь под ним скала, растению неоткуда черпать жизненные силы. Подобные условия в нашей стране есть на Валааме, Соловках, где монахи и паломники искусственно создавали почву на скальной породе, чтобы можно было заниматься сельским хозяйством и получить урожай.
Семя, которое упало между тернием, попало на хорошую почву, но его заглушает сорняк. Оно может вырасти, но урожай не принесет, т.к. все соки заберет сорная трава. А вот если семя упало на добрую землю без сорняков, оно приносит великолепные плоды!
Христос в этой притче образно говорит о почве человеческого сердца, куда попадает семя – слово Божие. Господь везде сеет и ко всем обращается, во-первых, потому, что Он всех хочет спасти! А во-вторых, состояние человеческого сердца может измениться: было оно, как броня, но Господь пытается ее разбить, сам человек усилия прикладывает, и, возможно, примется это семечко!
Приведу пример из приходской жизни. Одну мою хорошую знакомую в 17 лет близкие пытались привести к вере. Девушка была хорошая, умная, порядочная, Евангелие читала, но ничего не получилось, она не смогла уверовать, хотя, казалось, для этого были все условия. Какие процессы в ее душе происходили – нам неведомо, но это семечко лежало, видимо, где-то в глубинах ее сердца, и лет в 26-27 она стала прекрасной христианкой. Это тайна человеческого сердца, но возможно, если бы друзья 10 лет назад не заронили ей в душу это «семечко», нечему было бы вырасти.
О семени, упавшем при дороге, один из евангелистов приводит следующие слова Христа: семя посеяно, а человек о нем не думает, не размышляет. Да, он услышал слово Божие или прочитал, но приложить старания, осмыслить его не удосужился. Полежит такое семечко и пропадет: его из сердца человеческого украдет дьявол, чтобы человек не ожил духовно, остался бы в своей спячке.
Дорога есть дорога, ее не изменить, а человеческое сердце может смягчить Господь, чтобы туда вечная жизнь вошла, чтобы человек ощутил радость этой бессмертной жизни, согретой любовью Христовой.
История про семечко, оказавшееся на каменистой почве, относится к тем людям, которые сначала с радостью приняли евангельскую весть, но им не хватило верности, постоянства, терпения, чтобы довести дело до конца. Им могли помешать разные искушения. Человеку мог кто-то сказать: «Что ты дурью маешься, в эту церковь ходишь? Брось эти бабьи сказки – они придуманы, чтобы голову морочить! Никакого Бога нет, церковь только деньги из вас доит…» Или же мысли какие-то гадкие возникли, или непристойностей в Интернете насмотрелся… Все это закрывает сердце для Бога, там становится душно, и семя веры не может расти, погибает.
Какими бы тяжелыми ни были искушения, человек сам должен выбрать свой путь. Для первых христиан искушениями были гонения, смертельная опасность, да и сейчас в некоторых странах за веру ежедневно гибнут десятки человек. В нашей стране ситуация не стоит так остро, но малейшие трудности могут поколебать нашу веру. Подумаешь, что-то люди сказали – а ты пойди сам и посмотри! Но нет! Всякая гадость из Интернета или из чужих уст сердцем принимается легче. И получается – сверкнула в жизни яркая, светлая полоса и погасла. Может, в старости только человек очнется, но жизнь-то уже будет прожита. Конечно, Бог и перед смертью примет, но то, что растратил, уже не вернешь!
Семена сорняков, которые находятся в земле и мешают семени развиваться, – это не преступления, не плохие дела, не похабщина. Нет, это наше вечное «я занят!» Работа, огород, семья, мне просто некогда – времени нет помолиться, взять в руки Евангелие, сходить в церковь, исповедаться и причаститься. Но я скажу иначе: не времени нет, любви нет! Если мы любим своих детей или внуков, даже если мы очень заняты, что же, мы их голодными оставим или пообщаться времени не найдем? Найдем, конечно. А вот если любви нет – тогда хватает времени и на диване отдохнуть, и посмотреть телевизор, и за компьютером посидеть, и по телефону поговорить, и почитать сообщения. А молиться времени нет – устал, Евангелие почитать – то же самое.
Да кому ты хуже делаешь – Богу? Нет, Богу хорошо всегда, но Он хочет, чтобы хорошо было и нам. Только легко и даром это «хорошо» не дается, потому что мы люди, грехом искаженные, и надо потрудиться, чтобы благодать возрастала в нашем сердце. Тогда и сейчас будет светло жить, и потом будет хорошо.
Под сорняками имеются в виду дела, может быть, и нужные, но сиюминутные. А есть еще и более важные. Но что для человека важнее – ноги или ботинки? Наверное, все же ноги. Так и здесь: здоровье и материальные ценности для нас значимы, конечно, но человек – не свинья, которой насыпали отрубей в корыто, и все у нее отлично! Человек имеет бессмертную душу, поэтому, даже если он сыт так, что «хрюкает», но при этом испытывает голод духовный, – счастья у него не будет!
Человек – образ Божий, и если в сердце нет Бога, не будет нам подлинной радости и глубокого счастья, потому что без Бога мы – пустышки. У нас недостаточно внутреннего содержания, ведь нам нужны не только знания и умения. Человек – не рабочая скотина, он должен стать подобным Богу, раскрыться в любви, в своем делании, своем служении.
Люди часто хватают материальные блага и только ими живут, а потом сетуют: «Ах, почему жизнь такая пустая? Почему мне так плохо?» Да потому что ты опустился на животный уровень и живешь там, а человеку этого недостаточно!
Но есть люди, которые понимают, что во всех наших делах начинать нужно с главного – с Бога: с общения с Ним в молитве, чтении Евангелия, покаянии и Причащении, посещении богослужений. Поверьте, они не сделают меньше дел, совсем наоборот, потому что с Богом вместе будут идти по жизни. И успешнее все будет, и лучше, если нести свои тяготы вместе с любящим Отцом.
Есть хороший пример из Киево-Печерского патерика про преподобного Феодосия Печерского. Князь с ним дружил, к нему в монастырь в гости приходил, к себе звал, и Феодосий бывал у него за княжеской трапезой. Как-то раз князь говорит: «Отче, понять не могу, в чем дело. Прихожу к тебе в монастырь, у тебя скудно с продуктами, пища самая простая, но все так вкусно, такое удовольствие получаю, что из-за стола уходить не хочется. А у меня, посмотри, все лучшее на столе: продукты идеальные, повара – профессионалы, а вкуса нет никакого!» «Чему же ты удивляешься? – ответил Феодосий. – Наши-то повара, не больно искусные, сначала помолятся, потом с молитвой печку зажигают, с молитвой готовят и на стол подают, оно и спорится, и во вкус идет. А ты к себе зайди на кухню: одна ругань и дрязги, так и делают, и хорошие продукты вкуса не имеют, ведь дело это без молитвы, без любви делается!»
Так и в нашей жизни: когда человек с любовью к Богу, с молитвой, с Евангелием строит свою жизнь, пусть он небогат, но все у него будет по настоящему – и радостнее, и светлее, и теплее. А когда без Бога – все вроде есть, а тоскливо на душе, и это все не в радость.
Семечко из евангельской притчи попадает в каждое сердце, ведь Богу все одинаково до́роги, Он всех к Себе зовет. Но мы говорим иногда: «Я не могу принести большой плод любви, какой с меня толк?» Ничего, принеси Богу то, что можешь. Это земля не способна трудиться над собой, а человек-то может! Может он и сердце свое каменное смягчать молитвой, покаянием и добрыми делами, может сорняки из сердца вырывать, бороться с искушениями. С Божией помощью все это возможно!
Даже каменистая почва может дать прекрасный плод, об этом свидетельствуют история Церкви и Евангелие. Вспомним благоразумного разбойника: ну что можно было хорошего от него ожидать? Но он покаялся, усилие над собой употребил, вслушался в слова Христа уже там, на кресте, сумел добрый плод веры и покаяния принести – и Господь его принял.
А вот если я могу, но не хочу, это другой вопрос. Но чего «не хочу»? Не хочу, чтобы жизнь была радостной, с Богом, не хочу, чтобы она освящалась Его любовью, не хочу жизни вечной? Выбор каждый делает сам! Бог нам дал свободу и не отнимет ее. Мы должны сами идти к Богу, к вечной жизни и бессмертию. Потому что, только учась любить, человек духовно возрастает, а любить нельзя заставить!
Бог дал нам свободу и ждет, чтобы мы употребили ее во благо, для своего спасения и спасения своих ближних. Аминь.
Воскрешение сына наинской вдовы
О любви Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|