Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Лк. 16, 19-31
Вглядываясь в далекое прошлое и сравнивая, какие ценности считали главными люди древнего мира и каковы они в наше время, мы находим очень много общего.
Верующий человек времен Христа, посещавший иерусалимский храм, выполнявший религиозные обряды и все предписания Ветхого Завета, все это считал сутью своей веры. Подобная ситуация возможна и в наши дни: многие ошибочно полагают, что смысл Православия в том, чтобы одеть крестик на шею, сходить в церковь – подать записки, воды Крещенской набрать или куличи на Пасху освятить, на крестинах поприсутствовать и покойника отпеть. И этого, по их мнению, достаточно! Такие люди считают, что эти внешние проявления благочестия послужат их земному благополучию, и, выполнив все это, они будут хорошо, сыто и спокойно жить на земле. Они не ищут вечной жизни, не думают о том, как сродниться с Богом и обрести Его любовь; все их мысли и молитвы сосредоточены на радостях земной жизни и решении насущных проблем. Но Иисус Христос говорит нам, что это ошибка, причем трагическая, и приводит соответствующий пример. Конечно, этот пример вымышленный – это образ, притча, которая приводится для того, чтобы приоткрыть нам тайну Божиего мира.
Христос говорит о человеке, который с позиции евреев того времени был хорошим и благочестивым, поскольку он был богат (иудеи верили, что земное благополучие Бог дарует за особое благочестие). Этот богач из притчи жил в роскоши, пировал и собирал на эти обеды гостей, радовался жизни, которая была для него сплошным праздником. В притче не сказано, что он нажил богатство нечестным путем, поэтому не сразу понятно, в чем вообще проблема. Разве плохо быть богатым и счастливым, не это ли идеал человеческой жизни? Иисус Христос говорит: нет, дело не только во внешних условиях.
Попробуем разобраться. Вопрос веры касается, в первую очередь, души человека, и все внешнее без внутреннего просто не имеет смысла. Недавно я разговаривал с мужчиной, у которого возникли большие семейные проблемы. Он съездил в Дивеево, по канавке прошел несколько раз и считал после этого, что сделал достаточно, но в его жизни почему-то все осталось по-прежнему. Да, внешне он исполнил ритуал, но внутри-то, в его сердце, ничего не изменилось, любви там не прибавилось! Если ты не считаешь любовь благом, ближних не прощаешь – в тебе нет плодов веры! Да ты, по сути, к ней и не стремишься. Поэтому неудивительно, что в нашей жизни происходят разные неприятные вещи. Это не Бог нас наказывает – мы сами закрываем перед Ним дверь своего сердца!
У богача из притчи все в жизни было хорошо, если бы не одно обстоятельство. У порога его дома лежал нищий – Лазарь: грязный, оборванный, больной, и весь вид его вызывал отвращение. Он валялся там вместе с собаками, даже встать не мог. Когда готовили угощение для гостей, оставшуюся еду отдавали слугам, те выносили объедки псам, кормить которых было куда приятнее, чем больного нищего. Собака умеет быть благодарной – служит, хвостом виляет при виде еды...
По иудейским представлениям Лазарь был грешник, ведь если Бог допустил, что этот человек оказался в такой нищете и немощи, никому не нужным, значит, это Он наказал его (так считали и считают недалекие люди во все времена). Но это не так, жизненные кресты у людей разные, и задача человека видеть не только то, что у него перед носом, но и уметь заглядывать в будущее.
К примеру, умные дети в школьные годы не только развлекаются, но и учатся (а в наше время книги читать не модно, вот в телефоне сидеть – другое дело). Потом они поступают в хороший институт, получают нужную специальность, работают, создают и обеспечивают семью, и жить им интересно. А те, кто не смотрят вперед, видят только то, что можно достать руками, поэтому их перспективы не так радужны.
Еще один пример, правда, из мира животных. Этим летом я наблюдал в зоопарке, как верблюд, которому кидают морковки, с удовольствием берет те из них, до которых легко дотянуться, но если за морковкой нужно подняться, он ее игнорирует. Так и мы часто поступаем, когда нужно приложить усилия, чтобы сделать что-то полезное, и в этом смысле мы очень похожи на богача из притчи.
Совсем другое дело – Лазарь. Оказавшись в ситуации, в которой в принципе не было никаких перспектив, он не сыпал проклятьями в сторону богача и даже на собак не сердился, когда они у него из-под носа еду таскали. Этот человек нашел в себе силы без озлобления нести свой крест и самоубийством жизнь не закончил, хотя, конечно, ему было очень тяжело.
Но как ни устраивай свою жизнь здесь, звоночек прозвенит всегда. Прозвенел он и для богача, и для Лазаря. Когда умер богач – понятно, были организованы пышные похороны, шикарные поминки; прекрасные речи и печальные песни надолго остались у всех в памяти. А Лазарь ушел из жизни незаметно: где-то его кое-как похоронили – не оставлять же на улице мертвое тело.
Но это не конец истории их жизней, ведь человек, даже если захочет совсем исчезнуть со смертью своего тела, не сможет это сделать: у нас иная природа. С телом можно сделать все, что угодно, а душа неуничтожима! Когда богач попал в иной мир, оказалось, что там все устроено иначе. Он, всегда выполнявший все религиозные предписания и считавшийся эталоном благочестия, оказался в аду, теперь ему было страшно, плохо, но он был уже никому не нужен. Душа его оказалась во мраке безысходности, и это была катастрофа, потому что он понимал, что это навсегда.
И вдруг Господь дал ему увидеть то, что видеть ему было невозможно. Где-то в совсем другом мире он увидел того нищего, Лазаря (он даже имя его вспомнил), который теперь находился вместе с Авраамом – великим предком – и радовался, что там пребывает. «Но как это возможно? Этот бедняк, который валялся у моих дверей, сейчас – там, а как же я? Почему я оказался здесь?» – подумал богач. И он взывает: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но ответил Авраам: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (см. Лк. 16, 24-26).
Иными словами, Бог при жизни дал тебе все, к чему ты стремился, ты распорядился этим, как считал нужным, – и вот результат! Не в том твой грех, что ты много имел, а в том, что использовал это неразумно, только для себя. Ты отвернулся от ближнего своего, единоверца, который был в беде. Ты сделал свой выбор, и теперь уже поздно что-то менять.
Вспомнил тогда богач, что у него пять братьев остались, которые так же живут, и взмолился: прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16, 27-28). «А зачем посылать Лазаря? – последовал ответ, – Бог через пророков все сказал, люди в книгах это записали, читайте, там все понятно, это же Божии слова!» Для нас можно сказать несколько иначе: «Слова Христа апостолы и святые записали, а Евангелие в церковной лавке, если денег нет, тебе и даром дадут – это абсолютно доступная вещь. Более того, есть радио- и телепередачи, в которых его читают и объясняют. Приложите хоть какие-то усилия, чтобы услышать Слово Божие!
Допустим, пришлет Бог Лазаря к братьям, и явится им воскресший покойник: «Вот, здрасьте, меня брат усопший к вам послал…» Да они же не к вере – скорее, к врачу обратятся, а если будет каждый день ходить – часы по нему сверять станут и, конечно же, найдут научное объяснение этому явлению. Казалось бы, мы стремимся к чуду, ищем его, но это самообман, очередная психологическая ловушка, в которую попадается тот, кто ничего не хочет делать.
История показывает, что чудеса не всегда обращают к Богу. Помните, что решили еврейские начальники, когда Иисус Христос воскресил Своего друга – Лазаря? Убить и Христа, и Лазаря, чтобы свидетельств о всемогуществе Иисуса не было. А когда Сам Христос Воскрес, что произошло? Воины бежали с поста, то есть совершили преступление, которое по римским законам каралось смертной казнью, а еврейские начальники заплатили им, чтобы те молчали о случившемся. И денег хватило на всех – суду, секретарям, чтобы закрыть эту тему. «Воскрес? Значит, Он, все-таки, Мессия... Да какое нам до Него дело, лишь бы не мешал!»
История все время повторяется. Понятно, что если человек уподобляет себя какому-нибудь борову, для которого корыто еды и теплая лужа – предел мечтаний, это многое в жизни упрощает. И хотя мы знаем, как заканчивает жизнь домашняя скотина, выбор каждый делает сам. Человек должен сам определить, что для него главное: земное – то, что находится в холодильнике, гардеробе, гараже, – или все-таки есть еще что-то в этой жизни? Да, не грех много иметь, но если Бог нам все это дает, Он и спросит с нас впоследствии, как мы этим богатством распорядились. Не забывали ли мы о помощи ближним – тем, кого Бог поставил на нашем жизненном пути (вспомним притчу о милосердном самарянине), чтобы мы научились главному – любить и жить по-Божьи?
А если кому-то не хочется так жить? Приведу простой пример: когда человек знает, что ему предстоит работать в море, на корабле, а он не умеет плавать, то он понимает, что если случится кораблекрушение, он сразу утонет. Но он же понимал, что нужно учиться плавать? Да, но было лень. Значит, поставят ему памятник: «Здесь был Вася» – и все...
Так и всем нам просто жизненно необходимо учиться жить в мире Божьем уже сейчас. Поскольку, если мы к этому окажемся неспособны, то будем ни на что не годны, и Господь просто выбросит нас в геенну огненную (Мф. 5, 22), во тьму кромешную (Мф. 8, 12) как ненужный мусор. Только мусор можно сжечь, а душа так и будет гореть, не сгорая, огнем внутренним. И это страшно: не просто разочарование, а боль и мука – напрасно прожитая жизнь. Когда ты все имел, но остался ни с чем и никому не нужен, и конца этим страданиям нет. Жалко? Да! Вывод какой? Думай, для чего и как живешь. Аминь.
О Сеятеле
Воскрешение сына наинской вдовы
О любви
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|