Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
В Неделю о мытаре и фарисее, Лк. 18, 10-14
Притча о мытаре и фарисее; Балканы. Сербия. Печь; XIV в.
Сегодня еще одно воскресенье, когда Церковь подготавливает нас к Великому посту – духовной лестнице, ведущей к Пасхе, – не просто самому радостному и великому празднику, а событию, которое просвещает, преобразует наш внутренний мир, наши души. Церковь в течение всего года старается вести людей определенным путем, но многие из нас регулярно ходят в храм, участвуют в богослужебной жизни, однако в их душах ничего не происходит, и это трагично. Никакого движения к Богу, никакой победы над страстями, ничего!
Но почему? Приведу самые типовые примеры. Первый: человек старается ходить в церковь, читать Евангелие, молиться, соблюдать посты, но все это делает формально, потому что «так надо». При этом сам он оценивает себя положительно и даже гордится своей христианской жизнью, сравнивая себя с окружающими. Второй вариант: человек пару раз в год, по большим праздникам, вспоминает про храм и рассуждает примерно так: «Я же закон не нарушаю – не граблю, не убиваю, какие у меня особенные грехи? Евангелие читал когда-то и молитвы некоторые, «Отче наш» еще не забыл…» То есть человек не делает ничего, потому что он спокоен.
Все это напоминает притчу Иисуса Христа о мытаре и фарисее, которую мы сегодня читали. Фарисей – далеко не бездельник: молится часто, постится даже больше чем нужно – два раза в неделю – хотя по закону положено несколько раз в год. На храм нужно отдавать десятую часть? Отдает, даже сверх того. Обряды и ритуалы выполняет. Все делает! Для всех очевидно, что этот человек благочестив, и с этой мыслью он живет.
Вот он приходит в храм, становится впереди других и начинает благодарить Бога. Казалось бы, именно благодарение, а не прошение – самая высокая молитва, но за что он Его благодарит? Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю (Лк. 18, 11-12). Иными словами: «Спасибо тебе, Боже, что я такой хороший, не то, что те грешники, что вокруг меня!» Внешне все благочестиво, и, по нашим человеческим меркам, прекрасно. Но далее мы увидим, как эту молитву оценит Господь.
Заходит в храм и другой человек, который, по сравнению с фарисеем, совсем не отличается внешним благочестием. Это мытарь или сборщик налогов, чья работа в еврейском обществе вызывала презрение. Во-первых, потому что налоги мытари собирали в казну Римской империи, – кто же любит пособников оккупантов? А во-вторых, ни для кого не было секретом, что при этом они злоупотребляли своим положением и занимались поборами в свою пользу. Народ их ненавидел, но важно то, что этот мытарь сам сознавал свою вину, хотя и не исполнял всех необходимых религиозных обрядов и ритуалов, ощущая себя грешным и недостойным человеком. В его сердце было чувство Бога, и перед Богом ему было стыдно: «Какая же я, Господи, дрянь! Ты мне все дал, а я так этим распорядился…»
Пришел мытарь в храм, а войти стыдно, и просить о чем-то Бога стыдно, об одном только молит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). Поверьте, ему некогда смотреть на других и обличать их грехи, со своими бы разобраться!
Таковы понятия о благочестии у иудеев, но как судит этих людей Господь? В русском и славянском переводе мы видим довольно мягкую формулировку: мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот фарисей (Лк. 18, 14). Но в оригинальном греческом тексте читаем, что мытарь пошел оправданным, а не фарисей, потому что фарисей фактически Богу не молился, он молился самому себе. Что ж, похвалил себя, ну и достаточно с тебя награды. Два раза за одно дело зарплату не платят! А мытарь, который искренне раскаивался и оплакивал свои грехи, был услышан, и Господь коснулся его своей благодатью.
Церковь говорит об этом именно сейчас, на пути к Великому посту, чтобы мы правильно себя настроили. Если Господь дал нам возможность сделать что-то хорошее, не себя будем благодарить, а Его, и такая молитва будет непременно принята. А если мы уверены, что все делаем хорошо, а то и лучше других – от Бога получим «ноль», если не «минус».
Не на грехи других нужно смотреть, а на свои. Когда человек в больницу приходит, где много разных больных, он же не глядит с осуждением по сторонам, а занят своей болью, так и мы призваны заниматься исцелением собственной души. Но чтобы это стало возможным, человеку необходимо увидеть свои грехи, только при этом сравнивать себя нужно ни с бомжом, ни с пьяницей, который в канаве валяется, а со Христом. Тогда сразу станет понятно, что во мне не так. Потому что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Аминь.
Возвращение блудного сына
От чего спасает Христос?
Как наследовать жизнь вечную?
О богатом юноше
О безумном богаче
О милосердном самарянине
Воскрешение дочери Иаира
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре
О Сеятеле
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|