|
Перейти на новую версию сайта
|
| | |
|
В категории материалов: 541 Показано материалов: 481-520 |
Страницы: « 1 2 ... 11 12 13 14 » |
Сортировать по:
Дате
Автор: епископ Балашихинский Николай Иконографические сюжеты притч о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также сюжет изгнания Адама из рая появляются достаточно поздно и встречаются, как правило, в храмовой росписи. Несколько ранее, уже в Х веке, появляются сложные композиции Страшного Суда, а также еще ряд сюжетов, имеющих отношение к Святой Четыредесятнице.
|
Автор: епископ Балашихинский Николай Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.
|
Автор: епископ Балашихинский Николай Надо отметить, что подробное, со множеством деталей, изображение "технологии мучительства" не вызывало у зрителя отторжения, оно не было натуралистично, а способствовало появлению сострадания. Эта традиция в позднейшей иконографии себя изживает.
|
Автор: епископ Балашихинский Николай Как известно, начиная со времени правления императора Декия (249-251) и вплоть до Миланского эдикта 313 г., преследования христиан имели своей целью не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению - отсюда изощренные пытки (причем выдержавшие их не всегда подвергались казни), описание которых мы находим во множестве житий. Гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников. Преследованию подвергались в это время прежде всего предстоятели церквей.
|
Автор: епископ Балашихинский Николай Способность путешествовать является одним из определяющих и универсальных свойств человеческого бытия. Задача нашей заметки - показать, какое отражение нашли паломничества - т.е. путешествия в святые места - в памятниках иконографии.
|
Автор: епископ Балашихинский Николай В числе реалий современной церковной жизни заметное место принадлежит милосердию. В годы гонений на Церковь именно милосердное служение ближнему - наряду с религиозным образованием - вызывало яростные нападки богоборцев. Это не удивительно: если Сам Господь обещает милостивым помилование от вечного осуждения на Суде Божием, - могли ли воинствующие безбожники позволить христианам исполнять заповедь, в которой на деле реализуется любовь к ближнему?
|
Автор: епископ Балашихинский Николай Тема избиения младенцев в церковном искусстве известна с древнейших времен. Из сочинений священномучеников Иринея Лионского и Киприана Карфагенского следует, что уже при их жизни (вторая половина II - начало III вв.) Вифлеемские младенцы почитались святыми. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. Память избиенных в Вифлееме младенцев в богослужебных книгах появляется в V в.
|
Автор: протоиерей Борис Балашов Праздничная икона раскрывает перед нами смысл произошедшего - явление в земном мире Бога. Это - смысловой центр всей земной истории. Священные события, изображенные на иконном образе, не только говорят, как все это происходило, но и зовут нас войти в тот мир, где царствует Богочеловек Иисус Христос
|
Автор: епископ Балашихинский Николай (Погребняк) Физическое наказание при всей его простоте и доступности никогда не было главным воспитательным средством. Очень важным в воспитании подрастающего поколения всегда считалось создание положительного образа, в том числе - средствами иконографии
|
Автор: Епископ Николай (Погребняк) Церковь знает множество святых воинов - их мужество явлено было и на поле брани, и - главное! - в исповедании веры Христовой даже до смерти. Церковь прославила их не за подвиги воинские, но за стояние в вере. Именно этим объясняется то, что Священное Предание много и подробно говорит о мученических подвигах воинов-христиан, почти обходя молчанием их профессиональную деятельность.
Но в иконографии все же есть примеры батальных сцен. В нашей заметке речь пойдет о наиболее характерных примерах того, как изображались боевые действия в христианском искусстве
|
Автор: Протоиерей Алексий Тюков Фото: Татьяна Балашова К сожалению, в век Интернета информация стала сверхдоступной, даже та, которая никогда в жизни человеку не пригодилась бы. А нам пытаются навязать ее с экранов телевизоров, с рекламных щитов, с монитора компьютера. Но не это образовывает человека, делает его образованным, то есть по образу Божию создаваемым.
Мне вспоминаются слова одного из ныне почивших современных богословов и миссионеров митрополита Антония (Блума), который сказал примерно следующее: невозможно стать по-настоящему твердо верующим человеком, не увидев ни разу у кого-либо на лице, в глазах сияние вечности
|
Автор: Епископ Николай (Погребняк) Поскольку византийских икон (как и иных других - кроме русских), изображающих чудо явления Пресвятой Богородицы блаженному Андрею - икон Покрова Пресвятой Богородицы, - не существует, можно было бы искать прототипы иконографии Покрова в византийских иконах, иллюстрирующих Акафист Пресвятой Богородице, где встречаются клейма с изображением поклонения иконам Богородицы, или таких сюжеты, как Положение ризы и Положение пояса Пресвятой Богородицы. Но эти сюжеты отражают традиции почитания икон Богоматери и Ее святынь, характерные для палеологовской эпохи, т. е. их появление относится к тому времени, когда праздник Покрова Божией Матери на Руси уже праздновали много десятилетий
|
Автор: Надежда Глухойкина, Ирина Филиппова Фото: Татьяна Сазонова До революции 1917 года в России образование не делилось на светское и церковное. Вероучительные дисциплины считались основными как в начальной школе, так и в гимназиях, кадетских корпусах и реальных училищах. С приходом к власти большевиков Церковь была отделена от государства. Память о Боге из народного сознания буквально выжигали каленым железом. Однако потребность как можно больше знать о Боге и Его Церкви у людей осталась
|
Автор: Анастасия Кожемякина Фото: Татьяна Балашова Не будет преувеличением, если я скажу, что воскресная школа дала мне больше, чем родители, и гораздо больше по части примеров для жизни и нравственного воспитания, чем обычная школа. Не многие родители посвящают свою жизнь воспитанию детей - им кажется, что они именно этим и занимаются, постоянно зарабатывая деньги, целыми днями находясь на работе, чтобы обуть, одеть, накормить ребенка, купить модный телефон и дорогую развивающую игрушку. А вечером, придя домой, застать ребенка за телевизором, с невыученными уроками и разбросанными по всей квартире игрушками! Отругать и огорчиться, вместо того, чтобы приласкать и порадоваться
|
Автор: Екатерина Шеко Фото: Екатерина Шеко Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)
|
Автор: Епископ Николай Погребняк Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская
|
Автор: Заведующая кафедрой Иконописи ПСТГУ Екатерина Шеко Фото: Екатерина Шеко Меня восхищает все - от целого, до мельчайших деталей. И особенно то, как это авторами задумывалось, продумывалось и увязывалось между собой, и как этот замысел был точно и осмысленно реализован! Храм, расписанный супругами Ириной Зарон и Сергеем Антоновым - надвратный
|
Автор: Епископ Николай Погребняк Фото: www.obraz.org Появление и развитие иконографии Христа Великого Архиерея можно представить как вполне успешное решение живописными средствами ("умозрением в красках") сложного богословского вопроса о богоустроенности власти "сподобившихся евангельского ига и архиерейского достоинства" - того служения, которое "невозможно человеческому естеству понести", но которое Божественной благодатью пророчествуется
|
Автор: Епископ Николай Погребняк Фото: www.obraz.org Одеяния архиереев Новозаветной Церкви, прообразованные Аароновыми, передают таинственные особенности служения Первосвященника и Ходатая о спасении рода человеческого - Господа Иисуса Христа; это - одежда Его земных странствий, хитон (не сшитый, а весь тканый сверху - Ин. 19:23), и одежда страданий, багряница.
Иконографический тип Христос Великий Архиерей, где Спаситель изображен в архиерейском облачении, получил распространение в поздневизантийском искусстве. В основе изображения Христа как Первосвященника лежит текст: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4)...
|
Автор: Епископ Балашихинский Николай Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами"
|
Автор: Михаил Молотников Фото: Елена Дудина В этой книге мы рассказываем о разных сторонах церковной жизни, о наиболее значимых ее событиях.
Многие клинчане, наверное, помнят книгу "Клин православный", изданную в 1998 году. Небольшую часть материалов мы взяли из нее. Настоящее издание, конечно, очень существенно дополнено. Многое произошло в нашей жизни за 14 лет, много нового мы узнали об истории храмов.
Книга знакомит читателей с историей не только действующих храмов и часовен, но и разрушенных, не сохранившихся до наших дней.
Помимо сведений о храмах и часовнях, а также о разных сторонах церковной жизни в Клинском районе, мы включили в книгу еще три раздела. Первый назвали "Как здесь не поверить!" В нем описывается несколько чудес Божиих, произошедших на Клинской земле. Во второй раздел, названный "Судьбы", вошло несколько рассказов священников и мирян о своей жизни в Церкви, а также биографии некоторых клинских священников. Третий раздел составляют избранные стихотворения и рассказы клинских авторов. Этот раздел украшен картинами клинских художников
|
Автор: Епископ Николай Погребняк На ранних изображениях святых воинов-мучеников не было характерных деталей, говорящих о принадлежности мучеников к воинскому сословию - оружия, доспехов, но они, как правило, изображались с крестом в руках - символом мученической смерти за Христа.
На Синайской иконе VI в. воины - великомученики Георгий и Феодор Тирон изображены без оружия и доспехов, и единственная деталь, указывающая на принадлежность к воинству - корзно (воинский плащ), часть которого видна на плече мученика
|
Автор: Ольга Тишкова Фото: Ольга Тишкова В книге не ставится цель объяснить, как строится богослужение Православной Церкви, каковы уставы монастырской жизни и т. п. Ее задача – помочь понять смысл православного богослужения Таинств, важнейших обрядовых действий, освящающих жизнь человека благодатной силой Божией.
Автор стремится приоткрыть читателям малую часть Священного Предания – Откровения Божиего, которое дано Церкви и живет в ней, согревая благодатным действием Святого Духа верующего человека
|
Автор: Протоиерей Борис Балашов Фото: Геннадий Алексеев Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию
|
Автор: Протоиерей Борис Балашов Фото: Ольга Тишкова Рассматривая с детьми репродукцию иконы, преподаватель должен вместе с детьми понять, кто изображен на иконе и что там происходит. Для самых маленьких достаточно усвоения и этого. С детьми же старшего дошкольного возраста нужно вместе продумать, какое значение для нас имеет это событие.
Иконы должны рассматриваться и изучаться в их логической последовательности, что не всегда соответствует месту празднуемого события в церковном календаре.
Наше издательство "Христианская жизнь" выпустило два учебных пособия, в которых использована подобная система изучения "Основ православной веры"
|
Автор: Ольга Тишкова Фото: Ольга Тишкова Мы хотим познакомить вас с двумя книгами издательства "Христианская жизнь"
|
Автор: Митрополит Калужский и Боровский Климент Почему народ шел за советом, за помощью в монастырь к монахам, а не к приходским священникам? Ведь и сегодня существует подобное явление, когда человек в жизненно важных вопросах решает довериться старцу, а не местному священнослужителю
|
Автор: Ольга Тишкова Фото: Ольга Тишкова То, как часто священникам приходится отвечать на подобные сомнения и недоумения, свидетельствует о важности и актуальности поднимаемых вопросов
|
Автор: Епископ Николай (Погребняк) Иконография ранних лет земной жизни Спасителя разработана достаточно подробно; в ней представлено все, о чем говорит Святое Евангелие, а также многое из того, о чем сообщают апокрифические сочинения. В нашей заметке приведены сведения о некоторых иконографических сюжетах детства Спасителя, в том числе и достаточно редких
|
Автор: Епископ Николай (Погребняк) На самих иконах Рождества Христова изобразить собор праотцев и отцев в полном составе было бы, конечно, весьма затруднительно. Кроме того, такое обилие персонажей - весьма достойных, но все-таки второстепенных - лишило бы всю композицию той стройности, наглядности, узнаваемости, которые с раннехристианских времен присущи иконографии Рождества Христова
|
Автор: Игумен Евфимий (Моисеев) И при всем уважении к нашим классикам, издания, в которых присутствуют такие произведения, как "Гавриилиада", "Демон", "Темные аллеи", совершенно точно не получат гриф Издательского Совета. Мало ли было написано нашими самыми выдающимися писателями произведений, за которые потом им самим, как известно из их писем и воспоминаний, было стыдно?
В то же время хотел бы еще раз оговорить: непредоставление грифа не означает негативного отношения Церкви ко всему творчеству или тем более к личности того или иного писателя
|
Авторы: Протоиерей Борис Балашов, диакон Иоанн Иванов Русская Православная Церковь одной из своих важнейших просветительских задач считает организацию и работу воскресных школ при приходах и монастырях. Зачем это нужно, ведь это связано с громадными затратами человеческих сил и немалым расходом материальных средств?
|
Автор: Протоиерей Борис Балашов Фото: Геннадий Алексеев Во время совершения проскомидии после каждения приготовленных для освящения на Литургии жертвенных хлеба и вина, священник читает молитву предложения, в которой говорится об одной из целей, с которой совершается эта Литургия: "Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших, и ихже ради принесоша; и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин".
Таким образом, не самая главная, но одна из целей служения Божественной Литургии - это ходатайство Божиего народа об участвующих в служении Таинства Евхаристии православных христианах - "принесших" - и других членах Святой Православной Церкви - "ихже ради принесоша".
О ком ходатайствует Церковь, становится ясно из рассмотрения самого чина проскомидии
|
Автор: Протоиерей Борис Балашов Фото: Геннадий Алексеев Всякий разумный человек не может не задавать себе вопросы: в чем смысл жизни и существует ли истина? И здесь, по сути, есть две позиции
|
Автор: Елена Кислова Фото: Ольга Тишкова Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию еще несколько книг, выпущенных издательством "Христианская жизнь"
|
Автор: Елена Кислова Фото: Ольга Тишкова Представляем вам три книги, выпущенные нашим издательством
|
Фото: Ольга Тишкова Мы хотим познакомить вас с двумя новыми сборниками, выпущенными издательством "Христианская жизнь".
Книги "Молимся о здравии" и "Молимся о детях", наверное, будут полезны каждому верующему человеку
|
Автор: Ирина Филиппова Фото: Валентин Макаров Не так давно мы давали репортаж о проведении в нашем районе Дня православной книги.
Сегодня мы попросили нескольких людей ответить на вопрос: "Что из прочитанного за последнее время Вам особенно понравилось?"
|
Автор: Протоиерей Борис Балашов Фото: Алексей Савин Доклад на секции "Церковно-приходская воскресная школа" Рождественских Чтений 2010 г.
Существующая школьная богословская наука основана на западной системе изучения богословия. Но есть и иная, которая искони существовала в Православной Церкви, в том числе и у нас на Руси. До Петровской эпохи эта система изучения богословия была господствующей, а среди простого народа и монашества сохранялась вплоть до революции. К большому сожалению, эта система в наше время оказалось почти полностью забытой, и лишь в незначительной степени она сохраняется в богословских школах.
Мой личный опыт показывает, что можно заниматься изучением богословия, то есть основ православного вероучения, по богослужебным текстам, не повторяясь ни разу в течение нескольких лет. Это в равной степени относится как к детским старшим и средним, так и взрослым группам воскресной школы
|
Автор: Протоиерей Борис Балашов Фото: Ольга Тишкова Обучение детей и взрослых путем простого изложения информации уже не может приносить достойных плодов. Нужны учебные пособия, рассчитанные не на запоминание, а на понимание. Дети и молодежь практически не воспринимают знания, которые им не интересны и которые они сами не считают полезными. Поэтому необходимо все объяснять, выделять главное, показывать, как и зачем это нужно человеку. Учить людей вере, основываясь только на своем личном авторитете, бесполезно и бесперспективно.
Евангелие нужно объяснять, а не просто рассказывать о Евангельских событиях. Необходимо добиваться, чтобы Иисус Христос и Его учение были понятны, чтобы вера людей основывалась на знании истины, потому что Сам Иисус Христос есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6).
Испытывается страшная нужда в современных пособиях, и мы предпринимаем попытки создания некоторых изданий, которые могут использоваться в качестве учебных пособий для обучения вере детей и взрослых
|
| |
| | |
|
|
Статистика |
|
|
|
|
|