Автор: Екатерина Шеко
Разработка новой иконографии, то есть создание образа новопрославленного святого, всегда сопряжена с трудностями (отягченными еще и ответственностью перед вечностью). Трудности тут начинаются с элементарного умения рисовать, а не только копировать. Но предположим оптимальный вариант: иконописец рисовать умеет.
Следующий уровень трудности - выбор стилистики изображения. Тут, как правило, ситуация выбора осложняется требованиями заказчика, а также, в значительной степени, собственной головой автора.
Ну, с заказчиком ясно: если художник "зависим" - он исполняет требования заказчика и старается ему угодить.
А вот если он "свободен" и может самостоятельно "творить" - тут зачастую начинаются внутренние проблемы, вызванные "кашей в голове".
Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время).
Но: при этом у большинства современных иконописцев есть устойчивое представление о том, как должна выглядеть Икона. И точно известно всем, что она не должна походить на портрет в стиле "социалистического реализма" (а это обычно единственный стиль, которым действительно владеет наш автор).
И ему приходится себя ломать и "делать то - не знаю что" (поскольку иконописью он занимается в лучшем случае лет 5-10 и серьезного опыта даже в написании "стандарта" еще не имеет, а берется сразу за уровень "творчества в каноне".
Если новопрославленный святой - мужчина (лучше архиерей или священник), то можно поварьировать типаж за счет формы и размера бороды, а для написания облачений уже есть готовый канон.
А вот с женскими образами все гораздо сложнее...
Что же тут можно поделать?
Можно сначала отработать "стандарт", то есть научиться механически точно повторять элементы, варьируя только цвет одежд и их детали:
Но, конечно, результат такой упрощающей "стандартизации" приемлем только на маленьких ликах столь же условно написанных маленьких фигур. Если же нужна аналойная икона с поясным изображением (не говоря уже о более крупном масштабе), такой "стандарт" будет выглядеть примитивом.
Если посмотреть на классические византийские образцы женских ликов, то очевидно, что даже при некоторой условности иконописного языка, при отсутствии украшений и волос (значительно обогащающих палитру художественных средств), иконописцы-классики могли из одной маски лика создать уникальные образы:
Икон святых жен не так уж много - даже статистику провести непросто, особенно для иконописца, не владеющего в полной мере материалом. Но даже среди более поздних или икон-примитивов можно найти очень достойные образцы.
А современный иконописец, если и берется за новый образ святой жены, то у него получается один и тот же известный типаж:
Можно было бы подумать, что это только рисунок, а в цвете все будет гораздо интереснее. Но, к сожалению, реальность показывает обратное.
Если увлекаются "строгим стилем", то получаем это:
А в лучшем случае, когда уже есть навыки и знания классических иконописных приемов, получаем вот такой вариант:
К сожалению, "успехи есть, но пока - 2..." А кажется, почему двойка? Тут и прозрачность, и нежная тонкость колорита, и пробела, вроде, изучены… А образ??? Лик святого - это смысл и цель работы иконописца. Его можно сделать и контрастным, и более однородным по тону, более плоскостным или более объемным - это лишь средства. Образ - вне или сверх этих технических средств. Он должен родиться уже в рисунке. А остальное - "дело техники" (если иконописец ею владеет).
(с) Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Фото: Екатерина Шеко
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 2
Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери "Одигитрия" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|