Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Лк. 13, 10-17
Фото: Ю. Павлюк
Более трех тысяч лет назад Господь через Моисея дал людям заповеди, и четвертая из них гласила: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой [посвяти] Господу, Богу твоему (см. Исх. 20, 8-10).
Сейчас можно часто услышать от людей: «Какая церковь? Я работаю, вкалываю всю неделю и хоть в воскресенье хочу выспаться, отдохнуть». Если бы человек был просто рабочей скотиной – вопросов не было бы, но ведь у него совсем иное предназначение! Человек должен зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать себя и свою семью, и это абсолютно нормально. Но в первую очередь для него важно не внешнее благополучие, а внутренний мир, состояние души, потому что оно влияет на его жизнь, жизнь семьи, общества.
По-еврейски суббота (шаббат) – день покоя: время, когда каждый верующий должен обрести покой. Но покой нужен не только нашему телу, недостаточно в этот день просто оставить все дела. Господь вкладывает в это слово совсем иной смысл, и сегодняшнее евангельское чтение объясняет нам, о чем идет речь.
Иисус Христос приходит в синагогу в субботу, поскольку именно суббота считалась у иудеев последним днем недели, когда они по закону освобождались от всех дел. Книги были очень дорогими, поэтому, чтобы услышать Слово Божие и разъяснения раввина, благочестивые люди должны были встать пораньше, прийти в синагогу и там трудиться – совершать определенную внутреннюю работу: молиться, вникать в слова Священного Писания Ветхого Завета. Для нас с вами все сказанное будет относиться, в первую очередь, к воскресным дням и великим праздникам.
В один из таких дней в синагоге учил Христос, разъясняя людям смысл священных текстов. Среди молящихся была женщина, уже более восемнадцати лет страдавшая от болезни – имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 11). У нее было серьезное заболевание позвоночника: она не могла нормально дышать, напрягалась при ходьбе, испытывала боль – претерпевала не только физические, но и душевные страдания. Однако, несмотря на это, каждую субботу она приходила сюда молиться. Да, она была больна, уродлива, и вид ее вызывал у людей не лучшие чувства, но это не было для нее главным. Не находя покоя из-за своей тяжелой болезни, только здесь, слушая слово Божие и мысленно обращаясь к Богу, она испытывала хоть какое-то облегчение.
Христос смотрит не на внешность, а на душу человека и видит внутреннюю красоту. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась (Лк. 13, 12-13). Восемнадцать лет она не могла распрямиться, казалось бы, это уже необратимо, ведь ее позвонки за это время деформировались, но – нет! Выпрямляется, стоит прямо и чувствует себя здоровой. Но главное – то, что она вдруг ощутила на себе действие Божественной силы, которое дает человеку несравнимо больше, чем просто телесное исцеление, и начала прославлять Бога, потому что не могла не ответить на любовь Божию к себе. А ведь чувство благодарности – начало подлинной веры. Один писатель очень мудро сказал: «Мать учит ребенка вере, когда просит говорить "спасибо" за вкусно испеченный пирог», – потому что тем самым учит его отвечать на любовь своей любовью. Из этого может вырасти подлинная вера – не вера в существование Бога, в это и бесы верят, а вера как доверие Богу, живая связь с Ним.
Долгие годы эта женщина ходила на совместную молитву, не получая серьезной помощи от Бога, лишь небольшое облегчение и укрепление, но давайте посмотрим: каков итог того, что она помнила день субботний? Она обрела покой! Не только телесно, но и душой, согревшись в лучах Божественной любви. А если бы она себя жалела: «Я же больна, зачем вставать в такую рань? Мне нужно больше отдыхать…» – думаю, она бы ничего не приобрела. Зато сейчас она получила в дар от Бога то, о чем и мечтать не могла!
Казалось бы, как можно в этот момент не разделить ее радость? Но, к сожалению, всегда найдутся люди, которые на это не способны. Один из начальников синагоги, знаток Священного Писания, тут же выразил свое возмущение, что у всех на глазах была нарушена заповедь Божия о соблюдении субботы. По его убеждению, субботний покой – это безделье, а Христос на эту женщину, во-первых, руки возложил, а во-вторых – исцелил ее! И это в праздничный день! Сказать об этом Христу напрямую он не отважился, мало ли: если Он исцелил немощную одним возложением рук, как бы его в наказание не «скорчил». Поэтому он обращается к народу: Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Но, по сути, это единственный случай исцеления здесь за все время существования этой синагоги. Может, нужно и расписание повесить: «Приходите исцеляться по четвергам и пятницам»? Это же безумие! Конечно, он говорил это из зависти: «Почему такие дары имеет кто-то другой, а не я – такой замечательный?» – обидно! Кроме того, это страшное лицемерие, ведь он переживает не о Боге, а о себе! Под маской благочестия он скрывает мысли о том, что теряет свой авторитет.
Господь, конечно, это видит, и говорит ему: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-16) Она же дочь Авраама – вы произошли от одного благочестивого предка, вы единоверцы, это образ Божий, в конце концов! Что же, она хуже твоего осла или вола? Это же не скотина, которая живет только земной жизнью! Примечательно, что Христос не его, видного, авторитетного и «благочестивого», называет сыном Авраама, что было бы логично, а ее, убогую, именует дочь Авраамова.
Господь говорит очень важные для нас слова о том, что праздничный день нужен не только для молитвы и чтения Священного Писания, но и для совершения добрых дел. Не отдых тела является главной его целью, а обретение мира душевного, который является результатом подлинной веры. Мир душевный – не отдых на диване перед телевизором или перед компьютером: это встреча с Богом, Божий дар, особое состояние души. Человек может получить его только от Бога и никак иначе.
В русском народе в XIX веке, хотя это уже было время упадка духовной жизни, еще кое-где сохранялась добрая традиция: в праздничные дни крестьяне рано вставали (храм не всегда был поблизости), умывались, надевали праздничную одежду и шли в церковь. Там молились, кто-то причащался, возвращались домой, кушали, вновь переодевались в рабочую одежду и шли на поля и огороды сирот, вдов, немощных, – тех, кто сам себя обслужить не мог, – чтобы безвозмездно помогать им в сельскохозяйственных и иных трудах. Так они исполняли заповедь Божию о праздничном – непраздном – дне. Как важно и нам в праздничный день найти время и для молитвы, и для чтения Евангелия, и для добрых дел – уделить время не только своим близким, но всем тем, кто в этом нуждается, кому мы реально можем чем-то помочь.
Люди, окружавшие Христа в синагоге, хотя и многого не знали, но сердцем чувствовали, что Он прав: И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 17). Не случайно и мы с вами читаем этот евангельский отрывок именно в воскресенье, ведь он призван напомнить о важности для нас православных праздников, когда мы общаемся с Богом в молитве, читаем Священное Писание, усиленно исполняем волю Божию. Это проявляется и в примирении, и в прощении обид, и в поддержке ближнего – того, кого Господь поставил на нашем жизненном пути, кого можно и нужно поддержать. Это дает нам возможность духовно оживать, укрепляет наши духовные силы, а значит, помогает нам идти по жизни с Божией помощью. Аминь.
О безумном богаче
О милосердном самарянине
Воскрешение дочери Иаира
Исцеление Гадаринского бесноватого
О богаче и Лазаре
О Сеятеле
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|