Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Но вернемся к вопросу о традиционности западного кришнаизма, оформившегося в организацию МОСК. Принципиальным отличием традиционного индуизма от западного кришнаизма является их отношение к кастам. Каково учение о кастах в традиционном индуизме? "Согласно индуизма, от того, как человек исполняет обязанности… предписываемые его кастой56, зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой касте. Таким образом, кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей"57. Как видим, каста определяется рождением человека и может быть изменена только в следующей жизни. А как о кастах учит МОСК? Прабхупада пишет: "Социальное устройство, называемое варнашрама-дхарма58, и включающее в себя четыре ступени духовной жизни и четыре касты, не предназначено для разделения человеческого общества по признаку рождения. Это разделение определяется уровнем образования людей"59. Западные кришнаиты основывают принадлежность человека касте на уровне его образования, не связывая ее с социальным статусом семьи60. Такое учение о кастах не имеет ничего общего с традиционным индуизмом.
В качестве другого отличия западного кришнаизма от традиционного можно назвать "стремление соединить религиозные знания с научными концепциями"61, что совершенно несвойственно традиционному индуизму. Прабхупада постоянно пытался связать свое учение с наукой, он называл его "наука сознания Кришны"62, "наука самореализации"63, "духовная наука"64, "высшая наука"65 и т.д. Среди основателей сект такой прием очень популярен, с его помощью они стремятся повысить свой авторитет среди последователей. Мы видим здесь своеобразную попытку искусственного создания ассоциативной связи между своим учением и социальными институтами, внушающими уважение в обществе, в данном случае - наукой. Больше всех стремятся присвоить своим трудам наименования научных оккультные учителя66. Одним из приемов, с помощью которого искусственно создается ареол научности МОСК, можно считать тенденциозный перевод Бхагавадгиты. Например, четвертый стих четвертой главы "Бхагавад-гиты как она есть" звучит следующим образом: "Арджуна сказал: Бог солнца Вивасман старше Тебя по рождению. Как же может быть, что ты передал ему эту науку (выделено нами. - В.П.)?"67. Но тот же стих в переводе другого санскритолога уже звучит по-иному: "Позднее родился ты, ранее родился Вивасвант; как же мне понять, что ты в начале возвестил (ее)?"68. На каком же основании перевод "Бхагават-гиты" Прабхупадой должен считаться более авторитетным, чем другие переводы? Интересно отметить, что в "Бхагавад-гите как она есть" в переводе Прабхупады, каждый стих "Бхагават-Гиты" сначала приведен на санскрите, затем санскритский текст передается кириллицей, далее переводится каждое слово стиха, т.е. создается, так сказать, минисловарик к каждому стиху, только затем стих переводится полностью и комментируется. Так вот, к вышеуказанному стиху в "словарике", который создал Прабхупада, нет ни одного слова, которое он сам перевел бы как "наука", откуда же это слово появляется в полном переводе стиха?
Следующим отличием МОСК от традиционного индуизма можно назвать прозелитическую практику этой организации среди людей, не исповедующих индуизм. В традиционном индуизме "полностью отсутствует …прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно только родиться"69. Один из ведущих индологов мира Рамчандры Нараяна Дандекара утверждает: "индуизм - это религия нации"70. Одно из простейших определений индуизма звучит так: "индуист - это тот, кто родился в индуистской семье и не отрекся от индуизма открыто"71. В отличие от традиционного индуизма, МОСК занимается активной прозелитической деятельностью, вербуя в свои ряды людей, которые не являются индусами по рождению. В традиционном же индуизме всех неиндусов называют "млеччха" - варвар72. Для многих традиционных индусов, особенно принадлежащей к высшей касте брахманов, прикосновение к млеччхе считается ритуальным осквернением.
Сомнения в традиционности западного кришнаизма вызывает и следующий факт. МОСК распространяет книги, написанные или его основателем Прабхупадой, или его учениками, но книг, созданных предшественниками Прабхупады, мы не находим. Откуда такая скромность? Например, любой христианин может познакомиться с трудами своих предшественников. Каждый при желании может убедиться в соответствии учения первых отцов Церкви современному учению Православной Церкви. Почему этого нет в МОСК? Так же возникает вопрос: как получилось, что после создания МОСК Прабхупаду перестали приглашать на свои собрания вайшнавы чайтаниты73. Может быть, они перестали видеть в нем собрата по вере?
Завершая рассмотрение данной темы, вернемся к произведениям Прабхупады. В одной из своих работ он писал: "Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение… Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию… Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так… Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой… Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию (выделено нами. - В.П.)"74. Как видим, сам Прабхупада признает, что его организация не имеет никакого отношения к традиционному индуизму.
Каковы истинные корни МОСК и других подобных ему движений? Появление МОСК было подготовлено реформаторами индуизма, одним из которых был Раммохан Рой, создавший в 1828 году в Калькутте общество "Брахмо самадж", т.е. "Общество почитателей Брахмана"75. Это общество призывало к монотеизму, отказу от идолопоклонства, стремилось найти общую основу всех религий. Реформация76 проходила под лозунгом возвращения к "первоначальному вероучению", но что считать первоначальным вероучением, реформаторы определяли сами. В результате их деятельности появился так называемый неоиндуизм, который значительно отличается от традиционного. В неоиндуизм вошли такие идеи, как провозглашение богом, вместо многих богов, безличного Абсолюта. Были пересмотрены понятия религиозного авторитета: авторитетом неоиндуистов, вместо божественного откровения, священного предания и т.п., становятся разум и интуиция. Отрицаются всякого рода посредники между верующим и богом. Этическое начало в религии выделяется как самодовлеющее. Расширяется понятие равенства, что позволяет включать в неоиндуизм иностранцев, и осуществляется пересмотр многих других концепций традиционного индуизма. Подчеркнем, что это уже был не традиционный индуизм, а неоиндуизм, значительно отличающийся от веры индусов начала XIX века. Именно реформация позволила появиться на свет МОСК и многим другим неоиндуистским организациям.
Прабхупада не раз пытался доказать совместимость кришнаизма с христианством, он даже использовал Священное Писание для обоснования своих теорий, о чем ниже мы поговорим подробнее. Но совместимо ли в действительности христианство с кришнаизмом? Можно ли оставаться верным Христу, почитая Кришну? Попытаемся разобраться в данных вопросах.
Если мы откроем "Бхагавад-гиту как она есть", то в тридцать шестом стихе десятой главы можем прочитать: "Из мошенничеств Я (Кришна. - В.П.) - азартная игра"77, далее, комментируя данный стих, Прабхупада пишет: "Во вселенной существует множество мошенников разного рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве (выделено нами. - В.П.)"78. Итак, Кришна является лучшим мошенником, т.е. лжецом. Необходимо отметить, что мировоззрение кришнаитов принципиально отличается от христианского, в частности принципиально иным является отношение ко злу. В его основе лежит представление о том, что весь мир - это игра Кришны, что все есть Он. Если все есть Бог, значит, и зло имеет своим источником Бога, следовательно, зло является относительным понятием: то, что мы считаем злом, в действительности им не является. Поясним: для кришнаита любое деяние в своем высшем проявлении есть Бог. Поэтому и зло, в частности обман, в высшем своем проявлении есть Кришна. Но христиане придерживаются принципиально иного мнения по этому вопросу. В христианстве отцом лжи называют дьявола: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (выделено нами.- В.П.)" (Ин. 8:44). С точки зрения христианского мировоззрения, традиция, утверждающая, что ее кумир - лучший лжец в мире, имеет своим основателем отца лжи, ибо кто может превзойти его в этом деле?
Не могут не насторожить христианина и следующие утверждения Бхагавад-Гиты в переводе Прабхупады: "Я (Кришна. - В.П.) - всепожирающая смерть…"79; "…Я (Кришна. - В.П.) также - олицетворенная смерть"80; "Я (Кришна. - В.П.) - Яма, бог смерти…"81. В Священном Писании сказано: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть (выделено нами. - В.П.), и испытывают ее принадлежащие к уделу его" (Прем. 2:23-24). Как сказано в приведенных выше словах Священного Писания, смерть вошла в мир через дьявола, он есть - человекоубийца. Для христианина смерть - враг, в Священном Писании о смерти сказано: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15:26). Христос "…есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25), в Нем нет смерти, Он - ее Победитель. Если Кришна есть смерть, а к смерти обращены слова Христа: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15:55), то возникает вопрос: кто же Кришна в действительности?
Значительно отличаются и образы Христа и Кришны. Изучая жизнеописание Кришны, мы можем найти в Прем Сагаре, например, следующий эпизод: "Однажды юные браджанки целою толпою пошли купаться на безлюдный берег. Придя туда, они одежды сняли; сложили их на берегу, вошли нагими в воду…"82. Далее рассказывается, как Кришна похищает одежду девушек, а потом требует, чтобы они выходили из воды, не прикрывая тела руками, а подходили к нему, высоко подняв руки, и из его рук забирали свою одежду. Помимо того, в своем жизнеописании Кришна предстает многоженцем83 и убийцей84. Подражая своему учителю, в Индии не раз возникали секты, которые вводили откровенно чувственные обряды, повторяя на практике деяния своего бога и учителя Кришны85. Каков был характер данных обрядов нетрудно угадать из примера поведения Кришны с купающимися девушками. Представить себе Христа на месте Кришны просто невозможно: настолько сильно отличаются их образы. Кришна пропитан эротизмом, Христос свят, Кришна богат и живет в роскоши, Христос же говорит о Себе: "Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8.20), Кришна убивает людей, Христос приносит Себя в жертву за них. Образы Христа и Кришны противостоят друг другу, пытаться их совместить можно, только полностью исказив Священное Писание и вместо исторического Христа ввести Его кришнаитское представление о Христе.
Последователи Прабхупады на все вышеприведенное могут возразить, что нельзя толковать Бхагавадгиту, находясь вне кришнаитской традиции. Но тогда возникает встречный вопрос: Прабхупада неоднократно толковал Священное Писание, не имея никакого отношения к христианству. Его толкования отличаются своеобразием, для иллюстрации приведем один пример. В комментарии к одному из стихов "Бахагавад-гиты как она есть" Прабхупада пишет: "Если человек откажется от материальной деятельности ради того, чтобы служить Кришне, но, не завершив этого пути, вернется к прежнему, что же он таким образом теряет? И чего достигает, если в совершенстве будет осуществлять свою материальную деятельность… Или, как говорят христиане "Какая польза человеку, если он, обретя мир, потеряет свою вечную душу?""86. Мысль Прабхупады заключается в том, что любой "преданный Кришне" продолжает в следующей жизни свое самосовершенствование87 с того момента, на котором закончил его в предыдущей жизни, а значит, труды кришнаитов не напрасны даже в том случае, если они не достигли своей цели в этой жизни. Прабхупада, пытаясь доказать свою мысль, ссылается на следующий евангельский стих: "…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26). Прием, используемый Прабхупадой, очень популярен у всех сектантов: сектанты пытаются найти поддержку своим измышлениям в Священном Писании, вырывая из него отдельные фразы, которые, как кажется лидеру секты, подтверждают его учение, одновременно с этим игнорируются все фрагменты, которые противоречат ему. Прием стандартный, рассчитанный на людей, изучающих Священное Писание, по книгам лидеров сект. В частности, приведенный стих Библии никакого отношения к измышлениям Прабхупады не имеет, в нем утверждается, что нет такого материального богатства, которое может быть важнее спасения души. Этот стих утверждает приоритет духовного над мирским, приоритет спасения над временным материальным благополучием. Если мы обратим внимание на стихи, предшествующие приведенному евангельскому отрывку, то они звучат так: "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16:24-26). Как видим, Христос призывает христиан идти за Собой, а не за Кришной. То, что слова Священного Писания никак не могут быть отнесены к Кришне, следует и из следующего стиха: "Он (Христос.- В.П.) есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени (выделено нами. - В.П.) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:11-12). Итак, непредвзятое изучение текста Священного Писания свидетельствует: измышления Прабхупады о том, что Библия подтверждает возможность продолжения в следующей жизни самосовершенствования в "сознании Кришны", несостоятельно, наоборот Библия говорит: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…" (Евр. 9:27). Ни о каком законе перевоплощения в Священном Писании не говорится ни слова. Если Прабхупада пытается опираться на авторитет Священного Писания, то почему христиане не могут оценить его учение, опираясь на ту же Библию?
Каковы нравственные установки последователя МОСК? "Даже если человек совершает самые дурные поступки (выделено нами. - В.П.), но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником"88. Значит, если человек убивает во славу Кришны, он все равно - праведник? Может быть, кришнаиты славятся своей любовью, о которой так много говорят? Судя по всему, особенно сильно эта "любовь" проявлялась89 ими в гурукулах - кришнаитских школах для детей. На Западе судебные иски против МОСК бывших учеников таких школ, подвергшихся сексуальным домогательствам со стороны своих "духовных учителей", приняли массовый характер. Отмечены неоднократные случаи педофилии кришнаитов и в России90. Один из бывших учеников гурукулы вспоминает: "Меня изнасиловал тот самый учитель, который также изнасиловал моего брата во Франции. Мою сестру по матери заставили пить ее собственную мочу в Далласе, мой отчим перевозил деньги от продажи наркотиков из Лас-Вегаса в Лос-Анджелес. Мою мать заставили выйти замуж против своей воли. Гуру91 моего младшего брата был убит всемирным лидером санкиртаны92…"93.
Прекрасно продемонстрировала сущность западного кришнаизма концепция нового общества и государства, которая была сформулирована учеником Прабхупады - Харикешей Свами (Бобби Компаньолой), в его книге "Варнашрама - манифест социального душевного здравия"94. Каким же будет мир, если к власти придет МОСК? Во главе государства встанет руководство секты, все средства массовой информации окажутся под жесткой цензурой кришнаитов, будет введена раздельная система образования тех, кому уготовано править, т.е. кришнаитов, и всех остальных, - тех, кто должен их обслуживать. Всем, кто не согласен с кришнаитскими законами, будут уничтожены. В общем, образ "нового общества" во главе с МОСК во многом напоминает Германию тридцатых-сороковых годов двадцатого века. Неудивительно, что МОСК стало тесно сотрудничать в Индии с одной из коммуналистических партий "Вишва Хинду Паришад"95. Эта партия оказывает МОСК поддержку в судебных процессах и в организации демонстраций, являясь при этом одним из инициаторов гонений в Индии на представителей других религий, прежде всего, христиан96. МОСК в благодарность за такую поддержку проводит в жизнь программные цели данной партии в странах Запада и России. Коммуналистическое движение в Индии известно своей религиозной нетерпимостью. Это движение виновно в многочисленных убийствах, погромах и грабежах христиан97. Они, например, активно переписывают историю, пытаясь доказать, что индуизм является прародителем всех религий. В частности, некоторые деятели коммунализма утверждают, "что известный мусульманский мавзолей Тадж-Махал есть якобы на самом деле индусский храм… парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, да и сам Париж был некогда индусским городом Парамешвариумом. Само собою разумеется, что святыня мусульман в Мекке, Кааба, оказывается "гигантским храмом Вишну""98. Коммуналисты активно проводят политику законодательного превращения всех неиндусов в Индии в граждан второго сорта, а также выступают за насильственное обращение в индуизм той части населения Индии, которое его до сих пор не исповедует. На определенном этапе своего развития коммуналисты "вполне дружелюбно отзывались об идеологии и практике фашизма"99. И именно среди таких людей МОСК нашел близких себе по духу людей. По мнению автора, это симптоматично. Подобное тянется к подобному.
Подводя итог, можно заключить, что МОСК не имеет никакого отношения к традиционному индуизму, так как его связь с ведической традицией исторически не подтверждена. В рамках мировоззренческих концепций МОСК вполне могут создаваться политические программы пронацистского характера, более того, сам МОСК в настоящее время активно сотрудничает с представителями коммуналистического реакционного движения в Индии, которое ставит своей целью уничтожение христианства и установления индуизма во всем мире. Вывод очевиден: нельзя оставаться верным Христу и при этом поклоняться Кришне, так как они являют собой два совершенно разных образа духовности, несовместимых друг с другом.
©Питанов В.Ю.
К началу статьи
Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти. Часть 1
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 1
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 2
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 3 Промысл Божий
Литетатура
56 О кастах более подробно см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
57 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.232.
58 Варна-ашрама-дхарма - закон периодов жизни, согласно которому, человек сначала должен вести жизнь ученика (брахмачарии), потом вступить в брачную жизнь и стать домохозяином (грихастха), затем вести жизнь отшельника (ванапрастха) и, наконец, оставить все мирские привязанности и стать странствующим аскетом (саньясином). Порядок первых трех периодов жизни (ашрама) неизменен. Такой закон применяют в традционном индуизме в отношении первых трех каст. Согласно индуизма, каждый человек принадлежит к одной из четырех варн (каст, социальных общностей): брахманы - жрецы; кшатрии - воины, администраторы; вайшьи - торговцы; шудры - рабочие, крестьяне. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 112-113.
59 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.701.
60 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.273.
61 Там же. С.273.
62 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.489.
63 Там же. С.292.
64 Там же. С.753.
65 Там же. С.214.
66 См.: Питанов В.Ю. Эзотеризм, как путь к расизму / Гл. Эклектика, как излюбленная форма аргументации в эзотеризме.
67 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.215.
68 Бхагавадгита. Книга об Бхишме (отдел "Бхагавадгита", кн. VI гл.13-24). Сер. "Философские тексты Махабхараты". 3-изд., доп., / Введение, пер. с санскр. и коммент. Смирнов Б.Л. СПб., "A-cad", 1994. С. 183.
69 Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм. М., Республика. 1996. С.9.
70 Дандекар Р.Н.От вед к индуизму. М., Изд. Восточная литература. РАН. 2002. С.196.
71 Там же. С.198.
72 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.288.
73 Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд.: Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.338.
74 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура? / Наука самоосознания. 1991. С.135, 141.
75 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.85.
76 Там же. С.368-369.
77 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.520.
78 Там же. С.520.
79 Там же. С.517.
80 Там же. С.459.
81 Там же. С.514.
82 Легенды о Кришне. Жизнь и Учение // Лалу Джи Лал. Прем Сагар. М., Одиссей. 1995. С.138.
83 Там же. С.293.
84 Там же. С.195.
85 Например, этим занималась секта Сахаджия. См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С.14.
86 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.132.
87 Нужно учитывать, что самосовершенствование в кришнаизме и христианстве имеют разные цели. В частности, спасение в кришнаизме понимается совершенно по-иному, чем в христианстве. Известный исследователь индуизма Вишал Мангалвади пишет: "По учению кришнаитов, Бог - личность, Кришна. Изначальное состояние человека - сознание Кришны, а его истинная природа - быть любящим слугой Кришны. Но человек забыл об этом и погряз в материальном мире. Человеку нужно восстановить свою связь с Кришной и вновь обрести Его сознание, только так он может разорвать замкнутый круг рождения и смертей и навеки поселиться с Кришной в Голоке, на небесах". См.: Мангалвади В. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. С-013. Центр Апологетических исследований. http://www.ApolResearch.org
88 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.472.
89 Мы используем здесь прошедшее время, так как основываем свою работу на фактах: есть много подтверждений широкого распространения педофилии среди преподавателей гурукул в прошлом, вполне возможно, что педофилия в гурукулах процветает и сейчас, хотя однозначно утверждать это невозможно.
90 Прозрение. №2 (5). М., Московская Патриархия. 2000. С.25.
91 Гуру - духовный учитель в индуизме.
92 Совместное воспевание кришнаитами имен бога Вишну, в основном, мантра "Харе Кришна".
93 Секты против Церкви. М., Изд. Московской Патриархии. 2000.С.580.
94 Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.341-348.
95 Секты против Церкви. М., Изд. Московской Патриархии. 2000.С.574.
96 В России же кришнаиты постоянно клянутся в своей толерантности и "любви" к христианству.
97 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.237.
98 Там же. С.237-238.
99 Там же. С.238. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|