Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Христианство отвергает закон кармы, "действующий во многих перевоплощениях", и учит о том, что человек живет лишь один раз и что в его единственной земной жизни действует Промысл Божий.
Что представляет собой православное учение о Промысле Божием?
Прп. Иоанн Дамаскин писал: "…Промысл есть происходящее со стороны Бога попечение по отношению к сущим… Промысл есть воля Божия, благодаря которой все сущее получает надлежащее устроение…"1. Промысл есть реализация благой Божией воли о всем сущем на Земле, направляющая все Божие творение к благу, помогающая всему доброму, пресекающая зло. Мир, согласно православному вероучению, существует только потому, что сохраняется Богом. В Священном Писании сказано: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5:17); "…мы Им живем и движемся и существуем…" (Деян. 17:28). Законы природы также созданы Богом2.
Могут задать вопрос: если все в мире происходит по Божией воле, то как же быть с существованием в мире зла? Неужели Бог повинен в нем? Этот вопрос мы подробнее рассмотрим в отдельной главе. Сейчас же кратко остановимся на аспекте соотношения Промысла Божия и человеческой свободы. Христианское богословие учит, что Бог создал человека по своему образу и подобию (см. Быт. 1:26). Что подразумевает дарование человеку свободы? Прежде всего, возможность выбора: быть человеку с Богом или отринуть Его. Зачем Бог даровал человеку свободу? Бог "хотел призвать его к высочайшему дару - обожению, то есть к тому, чтобы человек в устремлении бесконечном, как бесконечен Сам Бог, становился по благодати тем, что Бог есть по Своей Природе"3. Свобода - это всегда выбор, выбор - это всегда ответственность. Зло есть результат уклонения воли человека от Бога.
Как соотносится Промысл Божий и свободная человеческая воля? Принуждает ли Бог волю человека или действует иначе? Иоанн Дамаскин пишет: "Из дел же Промысла одно бывает по благоволению, а другое - по попущению. По благоволению - то, что бесспорно хорошо, а по попущению есть много разновидностей. Ибо часто Бог попускает, чтобы и праведник впал в нечестия, для того, чтобы показать остальным скрытую в нем добродетель… В другой раз Он попускает, чтобы случилось нечто неподобающее, чтобы благодаря деянию, кажущемуся неподобающим, совершилось нечто великое и дивное, как благодаря Кресту - спасение человеков. Иным образом Он попускает, чтобы святой терпел страдания, дабы тот не потерял правой совести или из-за данной ему силы и благодати не впал в гордость, - как было с Павлом…"4. Итак, Бог не насилует волю человека, Он дает возможность сделать выбор и пожать плоды этого выбора, прп. Иоанн Дамаскин продолжает: "…выбор того, что делать, находится в нашей власти; а исполняются благие дела содействием Бога, Который по предвидению Своему справедливо содействует тем, кто своею совестью добровольно избирает добро; порочные же дела - из-за оставления Богом, Который опять-таки по предвидению Своему, справедливо оставляет [кого-либо]"5. Человек волен избрать зло. Человек волен отринуть Бога, но вне Бога нет жизни. Дела Бога направлены во благо всего живого: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле" (Прем. 1:13-14). Более того, Бог "…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Если человек не хочет быть с Богом, тогда Бог, уважая дарованную Им же Самим свободу, оставляет человека. Если бы Бог поступал иначе, Он превратился бы из любящего Отца (см. Ин. 16:27) в деспота. Прп. Иоанн Дамаскин разъясняет: "А оставления есть два вида; ибо бывает оставление домостроительное и воспитательное, а бывает совершенное оставление в отверженности. Домостроительное и воспитательное оставление - то, которое бывает для исправления, и спасения, и славы страдающего или же для возбуждения других к соревнованию и подражанию, или же ради славы Божией. Совершенное оставление бывает, когда человек, хотя Бог сделал все для его спасения, остается нечувствительным и неизлечимым, а вернее, неисцелимым в силу своего произволения. Тогда он предается на совершенную погибель, как Иуда"5. В.Н. Лосский писал: "Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтом воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяние любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать"7.
Могут найтись люди, которые скажут: если человек не обратился ко Христу, значит, это произошло по Божиему Промыслу. В Священном Писании сказано: "…кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:29-30). Бог никого не предопределил к погибели. В Священном Писании нет ни одного слова о предопределении к погибели! Предопределение ко спасению есть выражение непреклонности Божией воли сделать все, чтобы как можно больше людей спаслось8. Это обещание не оставлять человека до того момента, пока существует возможность, что он направит свою волю к Источнику Жизни, а не злоупотребит дарованной свободой волей и не станет служителем зла и смерти. В Священном Писании говорится: "Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)" (Рим. 2:12-15). Человек, не имевший возможности узнать о Христе, войти в Его Церковь, будет судим иным судом, нежели тот, кто знал о Нем, но отринул Его. Суд Божий мудр и каждому дает по справедливости: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:47-48). Прп. Иоанн Дамаскин пишет: "…Бог все наперед знает, но не все предопределяет… Он не желает, чтобы происходило зло, и не принуждает к добродетели силою… в нашей власти находится или пребывать в добродетели и последовать за Богом, призывающим к ней, или отойти от добродетели, что и есть - очутиться во грехе и последовать за дьяволом, который без принуждения призывает к нему. Ибо порок есть не что иное, как удаление от блага, так же как тьма есть удаление от света"9.
Постичь Промысл Божий человеческим умом невозможно: "…есть много путей Божия Промысла и…они не могут быть ни истолкованы словом, ни постигнуты умом"10. Христианину следует "… знать, что все печальные происшествия на тех, кто принимает их с благодарностью, навлекаются для спасения и непременно приносят пользу"11. Жизнь земная - всего лишь краткий миг перед жизнью вечной. Господь призывает людей стать детьми Своего Царства, которое не от мира сего (см. Ин.18:36).
Многие существующие ныне секты и оккультные учения говорят о своей духовной развитости, предлагая заменить собой христианство, которое, по их утверждениям, устарело и не соответствует современным реалиям. При этом подавляющее большинство этих учений пантеистично. В пантеизме природа человека и Бога (чаще всего, безличного) тождественны, в отличие от христианского монотеизма. Согласно пантеизму, Бог есть мир. Следует ли из этого, что мир есть Бог? Если нет, то мы вынуждены допустить некую реальность, существующую наряду с миром, но при этом не тождественную Богу. Но ведь само значение слова "пантеизм"12 (pan - все и theos - бог) подразумевает, что Бог исчерпывает собой все сущее. Но если природа Бога и человека тождественны, значит, воля человека определяется его природой и он не может подняться над ней. Человек в пантеизме, по сути, - раб природы, ее марионетка. Кстати, именно поэтому в язычестве фактически не было такого понятия как "личность". Если все есть Бог, как учит пантеизм, и каждый индивидуум - всего лишь часть Абсолюта, предназначенная к растворению в Нем, то никакой самоценности такой индивидуум не представляет. В нем нет ничего уникального. Это учение ставит знак онтологического равенства не только между Богом и человеком, но и между человеком и комаром, следовательно и между Всевышним и любой букашкой. Христианство же настаивает на уникальности человеческой природы, ибо каждый человек создан по образу Божиему: "Совершенство человека заключается не в том, что уподобляет его совокупности тварного, а в том, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу"13. В пантеизме такое усовершенствование невозможно, так как в пантеизме воля определена природой. Монотеизм уничтожает диктат природы. В христианстве природа Бога и человека различны, и над природой человека есть нечто высшее, что способно преобразить ее. Но если христианин способен подчинить себе свою природу, то пантеист может действовать только так, как велит природа. У христианина есть выбор: следовать воле природы или преодолеть ее, постигая Творца. По сути, христианство - это путь к свободе: "К свободе призваны вы, братия…" (Гал. 5:13), что проистекает из христианского учения об образе Божием в человеке. Если человек не создан по образу и подобию Бога, если человек предназначен к тому, чтобы быть растворенным в Божестве, значит, он - всего лишь марионетка природы. Вполне возможно, есть желающие отречения человека от "образа" Божия и низведения его до уровня раба, что и подвигает их распространять идеи пантеизма. Но если человек отречется от образа Божия, то не придет ли ему на смену образ звериный? В Священном Писании сказано: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19:20).
©Питанов В.Ю
Начало:
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 1
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 2
Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 1
Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 2
Вечный вопрос теодицеи: Бог-Любовь и существование зла в мире
Литература
1 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.II., гл. XXIX О Промысле. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.228.
2 Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов).
Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.254.
3 Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.242.
4 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.II., гл. XXIX О Промысле. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.229.
5 Там же. С.230.
6 Там же. С.230.
7 Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.244.
8 Прот. Ливерий Воронов. Догматическое богословие. Клин. Фонд "Христианская жизнь". 2002. С.46.
9 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Кн.II., гл. XXX / Источник знания. М., Индрик. 2002. С.231-232.
10 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.II., гл. XXIX О Промысле. / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.230.
11 Там же. С.231.
12 Философский словарь. М., Республика. 2001. С.411.
13 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.87. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|