Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Прежде, чем мы поближе познакомимся с теориями кармы и перевоплощения, сразу же необходимо отметить, что модификаций этих теорий много, и в данной работе будут рассмотрены только те варианты, которые проповедуются последователями New Age.
Многие утверждения современных сторонников теорий кармы и перевоплощений носят мифический характер и не находят подтверждения при внимательном изучении истории религий. В числе такого рода мнений бытует идея о том, что вера в перевоплощения была широко распространена в древнем мире. Это заявление не соответствует действительности. Чтобы удостовериться в этом, достаточно задаться вопросом: зачем в Древнем Египте создавали мумии? Религия древних египтян была глубоко магична, мумии изготовлялись для души Ба1. Древние египтяне верили, что между мумией и душой существует связь. Пока существует мумия, существует и душа. Они считали, что душу можно уничтожить путем обезглавливания мумии или путем ее сожжения2. Одной из причин того, что мумии так тщательно прятали, была боязнь, что грабители найдут их и уничтожат. Если бы в Древнем Египте верили в теорию перевоплощения, изготовление мумий не имело бы смысла. Действительно, если у человека появится новое тело, зачем сохранять старое? В посмертии древний египтянин ждал не нового воплощения, а вечной жизни в Полях Иалу, "Полях Камыша", своеобразном вечном рае, где он мог бы вечно беззаботно жить3. Попытки приписать древним египтянам веру в реинкарнацию проистекают из трудов Гермеса Трисмегиста и, в частности, его знаменитой "Изумрудной скрижали", но эти попытки имеют несколько слабых мест. Во-первых, создание этой рукописи датируется промежутком между 100 и 300 годами по Р.Х.4 Во-вторых, стилистика рукописи показывает, что она с самого начала писалась на греческом языке, а не египетском. В-третьих, в каталогах древнеегипетских храмовых библиотек нет никакого упоминания об "Изумрудной скрижали"5. Таким образом, этот труд нельзя использовать в качестве доказательства существования у древних египтян веры в закон реинкарнации.
Теория перевоплощения пришла к нам из индуизма, но и там она появилась сравнительно недавно. В частности, Веды, созданные на исходе второго и в начале первого тысячелетия до Р.Х, ничего не говорят о теории перевоплощения6. Впервые в индуизме эта теория излагается в Упанишадах, которые появились на свет в VII-VI веках до Р.Х.7 До этого индуизм прекрасно обходился без нее.
Древние иудеи тоже ничего не слышали о законе перевоплощения. В Ветхом Завете мы нигде не находим утверждения, что душа перевоплощается много раз в разные тела, однако легко находим утверждения, прямо противоположные по смыслу: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (Иов. 14:14), "Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего" (Иов. 14:7-12). Не сказано: "войдет в другие тела", а сказано: "он не пробудится и не воспрянет от сна своего". Другой стих говорит о грядущем воскресении мертвых в таких словах: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). Утверждается, что пробуждение от смерти будет только одно, когда одни воскреснут "…для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление". Как мы видим, заявления о том, что в древности теория перевоплощений была общепризнанной и широко распространенной - не более чем миф.
Прежде, чем мы далее углубимся в изучение закона перевоплощения, необходимо несколько слов сказать о теории кармы, так как эти два учения тесно связаны и друг без друга существовать не могут. Современные исследователи дают этому понятию следующее определение: "Карма - (karma (санскрит) - обряд, действие, деяние). В некоторых религиях Востока (буддизме, индуизме и др.) - "закон возмездия", по которому в соответствии с совокупностью совершенных человеком поступков определяется характер его последующего перевоплощения; влияние совершенных действий на настоящее и на последующее существования"8.
Карма является не естественной причиной совершения нами каких-либо поступков, а сверхъестественной. Что это значит? "Карма применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так цирроз печени как последствие пьянства не связан с кармой, будучи естественным результатом… Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой)… Иллюстрируется закон кармы обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соответствующий слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих - на небеса), либо изменение природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив)…"9.
Карма не является нравственным законом10, наоборот, этот закон глубоко безнравственен, он не решает проблему справедливости, так как в рамках концепции закона кармы даже нет такого понятия, как справедливость. В Бхагавад-Гите Кришна говорит: "Я…бог любви…Я бог смерти11… Из мошенничеств Я азартная игра…"12. Пантеизм учит, что все есть Бог, а значит, и зло имеет своим источником Бога, добро и зло едины, отсюда следует, что нравственность становится относительным понятием. А где нравственность относительна, там и справедливости не может быть, потому что нет эталона, на основании которого можно выносить решение о справедливости или несправедливости деяний.
Карма не решает проблему справедливости, поэтому утверждение о том, что закон кармы справедлив, несостоятельно. К тому же, видя исток наших сегодняшних проблем в одной из предыдущих жизней, мы создаем проблему "бесконечной цепи". Все ныне существующее имеет причину своего существования в прошлом, а это вызывает вопрос: где начало этой цепи? Если начала нет, почему должен быть конец? Тогда возможно ли в принципе освобождение от кармы? Если люди, имея за спиной вечность, все же не смогли освободиться от кармы, что лежит в основе надежды на такое освобождение в будущем?
Выступали против кармы и известные философы, например Н.О. Лосский в своей книге "Учение о перевоплощении" приводил следующие аргументы против кармы: "…оно ведет к чувству уменьшения ответственности у человека"13.
По мнению ряда востоковедов, учение о карме несовместимо с учением о существовании Личного Бога, тем самым учение о карме превращает человека из свободной личности в винтик своего механизма, лишая свободы воли. Человек в рамках этой концепции становится слепой марионеткой. "Карма альтернативна религиозному представлению о Боге, награждающему и карающему тварей…Сочетание кармы с идеей Личного Бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно"14.
©Питанов В.Ю.
Продолжение:
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 2
Ложные аргументы противников христианства
"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6), или много ли путей, ведущих к Богу?
Литература
1 Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., Петро-РИФ. 1993. С.154.
2 Там же. С.181.
3 Там же. С.178.
4 Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. Куда душа идет. М., Троицкое слово, 2001. С.23.
5 Там же. С.22.
6 Там же. С.41.
7 Там же. С.42.
8 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С.309.
9 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С.230.
10 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.816.
11 Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.514.
12 Там же. С.520.
13 Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., Прогресс.VTA. 1992. С.98.
14 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С.230. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|