Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Изучение теории перевоплощения показывает, что она имеет множество модификаций, при этом многие из них взаимно исключают друг друга. Рассмотрим эту тему подробнее.
"Реинкарнация (incarnari (лат.) - облекаться плотью, воплощаться) - воплощение, возрождение души после смерти тела в другой, новой телесной форме"1. Под перевоплощением понимается переход души человека из одного человеческого тела в другое вследствие действия закона кармы. Теософия учит, что человек в процессе "духовной эволюции" перевоплощается в следующих жизнях по возрастающей необратимой иерархической линии: в ангела и т. д. В письмах же Елены Рерих можно найти утверждения о возможности перерождения из человеческого тела в животное и даже растение. В индийской философии теория перевоплощения разными философскими школами тоже понимается по-разному. Главные доктринальные отличия состоят в том, что происходит в момент смерти человека и какова природа окончательного состояния после мокши. Мокша - это освобождение, конечная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. "Сансара - странствование из жизни в жизнь … В индуизме Сансара понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана (души - В.П.) в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая, … смена тел в Сансаре регулируется законом кармы… Освобождение от Сансары - предельная экзистенциональная цель индуиста"2. В философии индийского мыслителя Рамануджи (XII век), создавшего философскую систему вишишта-адвайта, душа (jiva или jivatman) после смерти сохраняется в виде мыслящей субстанции, именуемой "тонкое тело". Эта субстанция входит в зародыш новой жизни, принося с собою карму всех своих прошлых существований. Он признает возможность воплотиться из человеческой формы в животное или растение, или даже камень, что отвергается в теософии. Также в индуизме есть философские школы, которые учат, что душа, достигнув освобождения, растворяется в Брахмане3, личность (или индивидуальность, как ее любят называть оккультисты) исчезает, как считает адвайта-веданта. Есть школы, которые учат, что душа после мокши остается сама собой, чтобы вечно служить Бхагавану4, т. е. личность окончательно не исчезает.
Западные сторонники теорий кармы и перевоплощений утверждают позитивное отношение к реинкарнации5. Они провозглашают закон реинкарнации как некий эволюционный механизм непрерывного духовного роста, что в корне противоречит индуистскому его пониманию. Для индуизма перевоплощение - это страдание, то, от чего надо избавиться, то, что никак не может приветствоваться. Поэтому оккультное и индуистское отношение к теории перевоплощения принципиально отличаются друг от друга.
Оккультисты пытаются найти теорию перевоплощения в христианстве, в частности, Елена Рерих утверждает: "Доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р.Х. на втором Константинопольском соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала "ересью" среди официального христианства лишь в шестом веке по Р.Х.; до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые особенно близки к гностикам…"6.
Утверждение о том, что христиане отменили доктрину перевоплощения в 553 году, является не более чем фантазией Елены Рерих7: теория предсуществования душ и теория перевоплощения - это две разные теории. Что же касается теории предсуществования душ, то суть ее сводится к тому, что все души были созданы Богом одновременно в самом начале творения и существовали в невидимом мире как чистые духи. Злоупотребление свободной волей сделало необходимым для них очищение: для этого они посылаются на землю, соединяются с телами и, в зависимости от своего нравственного состояния, обрекаются на различную участь в условиях земной жизни. Чем отличается вера в предсуществование душ от теории перевоплощения? Тем, что само по себе учение о предсуществовании душ еще не несет в себе мысли о посмертной перемене тел. Это, кстати, известно некоторым ученикам Е. Рерих, например, один из них, Клизовский, пишет: "Что касается доктрины "предсуществования души", то она… несостоятельна… Сущность этой доктрины заключается в том, что душа человеческая, обитающая в неведомых областях и в неведомом состоянии, существующая раньше рождения человека, входит в него при рождении в первый и последний раз…"8. Оказывается, ученик Елены Рерих был лучше осведомлен в доктринальных отличиях теорий предсуществования души и реинкарнации, чем его учитель, "посвященная" Е. Рерих. Тот же Клизовский признает, что истинность теории перевоплощения не может быть научно доказана: "Существуют истины высшего порядка, которые обыкновенным, экспериментальным путем доказаны быть не могут… К числу истин, которые не даются пониманию интеллекта, принадлежит так же учение о перевоплощении…"9.
Есть ли в Священном Писании доказательства теории перевоплощения? Чаще всего апологеты данной теории приводят новозаветный фрагмент, где говорится об Иоанне Крестителе: "…но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе" (Мф. 17:12-13). При этом умалчивается о нескольких моментах. Во-первых, Илия был взят живым на небо, т.е. не умирал, а значит, не может опять родиться: "Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо" (4 Цар. 2:11). Во-вторых, на вопрос: "ты Илия?" Иоанн Креститель дал однозначный отрицательный ответ: "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет" (Ин. 1:21). Поэтому утверждения, что Иоанн Креститель был Илией, безосновательны. В-третьих, в Ветхом Завете есть очень интересный эпизод - беседа Илии с его учеником Елисеем: "Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне" (4 Цар 2:9). Как видно из него, Елисей мог получить "дух", который был в Илии. В Новом Завете эта идея раскрыта более подробно: "…и придет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1:17). Иоанн Креститель не был Илией, но пребывал "в духе и силе Илии".
В Ветхом Завете действительно есть пророчество о пришествии пророка Илии: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал. 4:5). А также о Енохе: "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:24); "Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу" (Евр. 11:5). Пророчества Священного Писания многоплановы: пророчество о пришествии пророка Илии Церковь относит как к Иоанну Крестителю (см. Мф. 17:12-13), так и к эсхатологическому периоду человечества, когда придут на землю вновь пророк Илия и ветхозаветный праведник Енох: "В награду за благочестие и веру Бог "взял его" с земли, освободив от вызванной грехами прародителей смерти (Евр. 11:5). Явление его, с пророком Илией, ожидается перед вторым пришествием Христовым"10. К Еноху и Илии относит Священное Предание Церкви следующие стихи Нового Завета: "И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их" (Откр. 11:3-12).
В Священном Писании есть стихи, полностью опровергающие возможность перевоплощения: "…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Здесь не говорится: живя "в телах", а "живя в теле". Или другой стих: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!" (Иов. 19:25-27). Сказано: "…мои глаза, не глаза другого…". В Новом Завете есть пример описания посмертной участи человека, мы находим его в притче Христа о богаче и Лазаре, но здесь нет ни малейшего намека на подтверждение теории реинкарнации. После смерти богача Авраам говорит ему: "…чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк. 16:25-26). Согласно теории реинкарнации, человек не остается ни в аду, ни в раю вечно, он пребывает там лишь до момента окончания "отработки" им своей кармы, после чего необходимо следует очередное воплощение. Эти перемены его состояния длятся до достижения полного просветления (освобождения от духовного невежества). В притче же сказано: "хотящие перейти отсюда к вам не могут", - если бы Библия утверждала теорию перевоплощения, такой фрагмент был бы невозможен. Наконец, стих, который однозначно говорит, что мы живем лишь однажды: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…" (Евр. 9:27).
В качестве аргумента, подтверждающего теорию перевоплощения, часто приводится утверждение, что многие люди помнят свои прошлые жизни11 и проверка этих воспоминаний якобы подтверждает их правильность. Предположим, человек уверен, что он помнит свою прошлую жизнь. Проверка его "воспоминаний" подтверждает существование в прошлом конкретного человека, имевшего определенные черты характера, реальность произошедших в его жизни событий. Но что это доказывает? Только то, что мысли о прошлом этого человека, уверенного в том, что они являются его воспоминаниями, соответствуют реально произошедшим событиям. Однако для всех тех, кто так или иначе изучает вопросы функционирования человеческой психики, не является секретом как то, что существуют различные формы внушения, гипноза, так и то, что внушение не представляет собой задачу большой сложности даже для неопытного гипнотизера. А представьте, что внушением занялись силы неимоверно более могущественные, умные, помнящие тех, кто жил, как жил, как умер и т.д. Почему бы не предположить, что для приобретения власти над человеком и для подтверждения тех ложных идей, которые они распространяют, эти силы создают нужные им "воспоминания". Поэтому аргумент о "памяти прошлых жизней" является очень слабым подтверждением в защиту теории перевоплощения. Согласно православному вероучению, рядом с человеком постоянно действуют разумные существа невидимого мира духов. Это не только добрые духи (Ангелы), но и злые (бесы), сфера воздействия которых - человеческий разум, мысли человека.
Возможны и другие объяснения памяти о "прошлых воплощениях", например, т.н. недостоверные воспоминания. Оккультисты часто приводят примеры того, что "воспоминания" о прошлых жизнях более или менее подтверждаются, но умалчивают о тех случаях, когда доказывается их несостоятельность. К тому же, замечено, что чаще всего такие "воспоминания" появляются у людей, воспитанных в культуре, признающей теорию перевоплощения. Известны случаи, когда "воспоминания о прошлых жизнях" оказывались детскими впечатлениями, отложившимися в сознании после прочтения книг12.
Теория реинкарнация предполагает, что индивидуум обладает высокоразвитым самосознанием еще до своего рождения13, именно это позволяет ему сохранять информацию о прошлом. Но учеными доказано, что до восемнадцати месяцев память ребенка еще не начала формироваться. Именно поэтому никому из нас пока не удалось вспомнить свои ощущения, скажем, в годовалом возрасте.
Подытожим все вышесказанное: теория перевоплощения не была популярна в древности, в индуизме она появилась сравнительно недавно. В Священном Писании нет никаких подтверждений этой теории, зато есть немало доказательств обратного. В оккультизме и восточной философии имеется множество вариантов теории перевоплощений, многие из которых противоречат друг другу. Теории кармы и перевоплощения принципиально не способны быть более справедливыми, чем учение о том, что мы живем лишь раз, так как в этих теориях отсутствуют четкие нравственные критерии определения справедливости.
©Питанов В.Ю.
Продолжение
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 3 Промысл Божий
Начало:
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 1
Одержимость как форма духовной практики в индуизме, буддизме и оккультизме
Духовный опыт как источник истины
Литература
1 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 655.
2 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 390.
3 Брахман - это высшая абсолютная реальность, основа всего сущего, безличностное божество.
4 Бхагаван - это эпитет Бога, в индуизме он используется в основном по отношению к Вишну и Шиве.
5 Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал. 2000. С. 103.
6 Письма Елены Рерих. 1929-1938. Минск, 1992, т.2, С. 31.
7 См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. В 2-х томах. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Изд. Отчий дом. 1997.
8 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск, Амрита-Урал., 1994. С. 120.
9 Там же. С.126-127.
10 Христианство. Энциклопедический Словарь. М., научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995. Т.1, С. 530.
11 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 816
12 Там же. С. 816.
13 Там же. С. 817. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|