Проповедь диакона Иоанна Иванова в День Пятидесятницы
Дорогие братья и сестры! Всех поздравляю с праздником, Днем Святой Троицы. Обратимся к богослужебным текстам – тропарю и кондаку сегодняшнего праздника – главным песнопениям, прославляющим события дня Пятидесятницы.
Тропарь звучит так: Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Церковная гимнография основана на тех же приемах и жанрах, что и светская, мы видим, что в основе текста лежит противопоставление, и это, видимо, не случайно. Попробуем разобраться.
Благословен еси, Христе Боже наш – высшая форма молитвословия со стороны человека – благословение или хвала Богу.
Непонятным здесь является словосочетание ловцы явлей, что в переводе означает рыбаков, приносящих на рынок, в семью свой улов, служащий пропитанием. И не всегда сразу ясен замысел Того, Кто избрал их в качестве Своих апостолов – тех людей, которые понесут свет Христов всему миру.
Это поразительно и парадоксально. Казалось бы, нужно найти в Академии при Александрийской библиотеке кандидатов или докторов наук, которые бы снисходительно объяснили народу истину о Боге. Но Христос призывает для этого простых людей (первыми – Андрея и Петра), не знающих ни грамоты, ни способов коммуникации – диалектов и языков, на которых им предстоит общаться, и теми (ими же) уловлей вселенную (уловляет вселенную).
Видя это противопоставление, можно вспомнить о современном процессе глобализации, когда паутина окутывает все государства, «улавливая» людей, но здесь речь не об этом. За каждым человеком гонится смерть, и это враг посерьезнее какого-то единого правительства и прочих страшилок из перечня «Теории заговора».
Смерть неизбежно настигнет каждого, вопрос в том, имеешь ли ты средства спасения от нее. Ведь тот, кто связал себя с Источником бессмертия, избавляется от смерти физической и духовной и уже никогда не умрет!
По сути, простые рыбаки, ставшие учениками Иисуса Христа, в аллегорическом смысле занимаются тем же, но уже для того, чтобы нести жизнь всем людям. Потому что, то Слово, которое они возвестят, действительно избавит людей от этой «старухи с косой».
Вспомним кондак сегодняшнего праздника: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Егда же огненныя языки раздаяше – напоминание о событиях дня Пятидесятницы, описанных в первых главах Книги Деяний святых апостолов, когда Христос, Который обещал вернуться, возвращается к людям, создавая свою Церковь. Видимым образом для учеников и последователей Христа явилось раздаяние Святого Духа в виде огненных языков.
Сегодня День рождения Церкви, День рождения каждого из нас – тех, кто вступил в особенную связь с Богом, принял таинство Крещения и живет в этой таинственной связи, и вот эти языки объединяют нас!
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний – гиперссылка, мостик к истории с разделением народов при Вавилонском столпотворении. Вообще путь человека к обретению истины очень долгий. Когда-то знание о Боге было целостным. Если мы откроем первые три главы Книги Бытия, мы увидим, в каких отношениях с Богом находились первые люди. Но потом это зеркало, кристальное, идеально чистое разбивается на множество осколков, и люди, имея память о связи с Всевышним истинным Богом, ищут способы восстановить эту связь. Но зеркало уже не целое, у каждого разные осколки, и каждый пытается собрать его исходя из того, что имеет. Мы видим, какое многообразие религиозных практик, вер, мистерий дает нам древний мир.
Все человечество томится в ожидании восстановления целостных отношений с Богом. Это, правда, дано немногим – небольшой «кучке» евреев, но даже через эту небольшую диаспору в мир приходит Тот, Кто соединит народы, разделенные грехом и ложным знанием о Боге.
И мы видим: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва. То есть тот, кто встретил Христа и хочет вступить с Ним в отношения, должен понимать, что это не языческая вера по принципу «ты – мне, я – тебе» («Где тут освятить вербочки или березки?»). Это соединение в единый организм, когда я доверяю Богу настолько, что полагаю Ему вопросы своей нынешней и вечной жизни, своего полноценного счастья (в Евангелии – «блаженства»). В принятии Даров Святого Духа, вхождении в этот организм – семью под названием Церковь – и заключается полноценное счастье человека! Аминь.
Святая Троица
Святой образ Божией Любви
Огонь
Что такое Церковь? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|