Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Святой образ Божией Любви
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 24.11.2024, 03:16 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Святой образ Божией Любви

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Христианство открыло миру великую тайну, с помощью которой решаются самые важные вопросы человеческого бытия, - Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Эта любовь содержится в самой жизни Бога - Бога Святой Троицы. Все Лица (Ипостаси) Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - всегда пребывают в нераздельном единении взаимной любви.

Праотцу Аврааму Триединый Бог явился в виде трех Странников - трех Ангелов (Быт. 18, 1-33). Авраам пророчески обращался к Ним в единственном числе: Не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). Этот библейский сюжет послужил основой для создания многочисленных икон Святой Троицы в виде трех Ангелов, сидящих за столом, и служащих им Авраама и Сарры. Этим выражалась истина, что Бог, приоткрывшийся в Ветхом Завете, есть Святая Троица, истина, о которой возвещает Новый Завет.

Русский иконописец преподобный Андрей Рублев создал свое самое известное произведение - икону Святой Троицы - в полном расцвете творческих сил. Перед ним стояла задача - художественными средствами показать в иконном образе равенство Трех Лиц Святой Троицы. Главным источником его творчества была византийская живопись палеологовской эпохи, по-преимуществу столичная константинопольская живопись. Но эта художественная преемственность не помешала прп. Андрею Рублеву вдохнуть новую жизнь в традиционный иконописный сюжет.

В Библии, в книге Бытия, рассказывается, как Аврааму явился Бог в виде трех Странников: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 1-3).

Авраам вместе с женой Саррой гостеприимно принял трех Странников и угостил их под сенью Мамврийского дуба. Он понимал, что это было явление Бога в виде трех Ангелов. Авраам обращается к трем как к одному: Не пройди мимо раба Твоего.

Для древних иконописцев это было историческое событие, произошедшее в ветхозаветную эпоху. Изображали стол, уставленный яствами, Авраама и Сарру, писали на иконе эпизод с закланием тельца. Последний факт не только соответствовал исторической действительности, но и был событием, прообразующим будущую искупительную Жертву Христову.

Прп. Андрей Рублев сознательно отказывается от изображения многих деталей этого исторического события, опущены даже фигуры Авраама и Сарры. Остались лишь три фигуры Ангелов, стол в виде каменного престола, какие были в древности в греческих православных храмах, Мамврийский дуб, гора и дом. В иконном образе, созданном этим иконописцем, открывается первообраз Божественного единства и любви, бесконечный, ничем не возмутимый мир Превечного Бога. В глубоком молчании сидят три Ангела. Их головы слегка склонены. На престоле стоит Евхаристическая Чаша с головою жертвенного животного - ветхозаветного прообраза Новозаветного Агнца Божия, Богочеловека Иисуса Христа.

Икона изображает молчаливую беседу Трех Лиц Святой Троицы - Превечный Божий совет о спасении мира и человека. Прежде создания мира Сын Божий становится по любви к людям Жертвой - Агнцем, Который берет на Себя грех мира, а в замысленное Богом время благословляет животворящую Чашу Святой Евхаристии (Причащения). Через эту Чашу Жизни Сын Божий делает нас Божиими детьми, наследниками Царства Божией славы всех, кто с верою и любовью причащается из этой Чаши.

Левый Ангел символизирует Бога Отца. Руки среднего и левого Ангелов благословляют Чашу. Средний Ангел - Сын Божий. В задумчивой сосредоточенности, склонив голову влево, Он благословляет Чашу, выражая этим готовность принять на Себя жертвенное служение спасения человеческого рода. На этот подвиг Его благословляет Бог Отец, изображаемый в виде левого Ангела. Сын Божий выражает готовность пойти на страдания и крестную смерть. Средний Ангел, символизирующий Божиего Сына, Сам как бы находится в центре Чаши, которая создана фигурами первого и третьего Ангелов.

Образ Святой Троицы толковался византийскими богословами не только как изображение Триединого Божества и прообраз Евхаристии, но и как символ веры, надежды и любви. Иоанн Лествичник прямо говорит: "Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, всё связующие и содержащие: вера, надежда и любовь, больше же всех любовь, ибо ею именуется Бог". И далее: "По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость". Из этих слов становится понятным, почему прп. Андрей Рублев положил круг в основу композиции своей иконы. Круг издавна почитался как символ неба, света, Божества и любви.

Дерево над головой среднего Ангела - исторически это Мамврийский дуб, под которым Авраам принимал трех Странников, - становится образом Древа Жизни, которым, по богослужебным текстам, является Иисус Христос. Светлые палаты - это не только дом Авраама, но и символ Христа, Домостроителя человеческого спасения. Гора - это образ духовной высоты и Горнего, то есть Небесного Царства Божиего.

Руки левого и среднего Ангелов благословляют Чашу. Отец посылает Сына воплотиться. Сын становится Человеком и умирает на Кресте за людей. Дух Святой, изображенный в виде правого Ангела, вечно согревающий мир теплом Своей Любви и Нежности, принимает от Сына дело довершения спасения людей. Фигуры трех Ангелов образуют символический круг - образ вечности, Бога и любви.

Вот что пишет об этой выдающейся иконе знаток древнерусского искусства В. Н. Лазарев: "Когда начинаешь всматриваться в рублевскую икону, то в ней прежде всего поражает одухотворенность Ангелов. В них есть такая нежность и трепетность, что невозможно не поддаться их очарованию. Это самые поэтические образы всего древнерусского искусства. Тела Ангелов стройные, легкие, как бы невесомые. На Ангелах простые греческие хитоны, поверх которых наброшены ниспадающие свободными складками гиматии… Фигуры Ангелов, несколько расширяющиеся к середине и сужающиеся кверху и книзу, построены по излюбленному Рублевым ромбоидальному принципу. Тем самым они приобретают изумительную легкость. В их позах, в их жестах, в их манере сидеть не чувствуется никакой тяжеловесности. Благодаря преувеличенной пышности причесок лица кажутся особенно хрупкими".

Удивительным в иконе прп. Андрея Рублева является ее колорит. В этих дивных красках есть ни с чем не сравнимая певучесть.

Рублевская икона Святой Троицы являет христианскому миру светлую и жертвенную Любовь Бога Святой Троицы. Эта Любовь живет в Отце, Сыне и Святом Духе. Эта Любовь открывается во Христе земному миру. Эта Любовь вызывает ответную любовь в сердцах человеческих. Эта Любовь становится той живительной силой, которая в Христовой Церкви соединяет разных людей в одну Божию Семью, в один Богоспасаемый Организм - Святую Христову Православную Церковь, рождение которой мы отмечаем в День Сошествия Святого Духа, иначе еще называемый Днем Святой Троицы.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (17.06.2008) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3178
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz