Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Однажды Господь произнес слова, которые и сегодня не все могут принять: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12, 49).
Когда говорят об огне, многие, в первую очередь, подразумевают некую кару, огонь испепеляющий, огонь, попаляющий грех, зло и тех, кто служит злу и греху, огонь, поядающий беззаконие и беззаконников. И действительно, в Библии неоднократно говорится о таком огне. Вспомним конец Содома и Гоморры. Вспомним, как пророк Илия низводил огонь и попалял тех, кто шел против Бога.
Но об этом ли огне говорит Господь? Трудные места Евангелия разъясняются самим же Евангелием. Вспомним другой эпизод. Господь Иисус вместе с учениками проходит через деревню, где живут самаряне. Путешественники нуждаются в ночлеге, но враждебно настроенные к иудеям самаряне прогоняют их. И тогда апостолы Иаков и Иоанн, разгневанные, обращаются к Господу: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? И слышат ответ: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 54-56).
Эти слова можно повторить всем тем, кто хочет видеть в Боге прежде всего грозного судию, несущего возмездие за грех. Не знаете, какого вы духа. Бог наш - прежде всего Бог милующий. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8). Говоря это, мы не имеем в виду безнаказанность греха. Без сомнения, за все предстоит держать ответ. Мы хотим лишь сказать, что когда Господь говорит о том, что пришел низвести на землю огонь, речь идет не о каре, не о возмездии. О чем же тогда? О каком огне? Вероятно, и сами ученики не сразу поняли это.
Лишь на пятидесятый день после Воскресения произошло событие, раскрывшее глаза и апостолам, и всем тем, кто недоумевает, какой же огонь пришел низвести на землю Иисус Христос: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4).
Святой Дух сошел на апостолов и зажег их сердца. Вот он, тот огонь, низвести который на землю пришел Господь. Он родился и стал Человеком ради нас, жил среди нас, умер на Кресте за нас, воскрес и вознесся на Небеса. Перед тем, как идти на муки, Он говорил ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 15-17).
И вот теперь апостолы приняли этот Дух. Не только приняли сами, но и получили власть подавать Его другим. Дух Святой, сойдя на апостолов, сотворил из них первую в мире церковную общину. Так родилась Церковь и живет поныне, и, мы верим, пребудет до скончания века.
Каждый, приходящий в Церковь, получает тот же дар, который приняли апостолы. В Таинстве Миропомазания, совершаемом сразу после Крещения, Благодать Святого Духа нисходит на крещенных. Обычно это бывает не так явно, как у апостолов в День Пятидесятницы. Ведь им нужна была особая сила - перед ними, двенадцатью, лежал весь мир, который им предстояло завоевать для Христа. Сегодня во время таинства мы не видим огненных языков, но верим, что Господь вновь и вновь низводит огонь на "землю" наших сердец. В день Крещения искорки Божии зажигаются в человеческом сердце. Эту искру мы, с помощью Божией, можем сделать пламенем, который согреет и осветит нашу душу, а если потрудимся как следует, то и души тех, кто вокруг нас.
Если же не захотим трудиться, то она так и останется искоркой. До конца погасить ее уже никто не сможет. Поэтому Церковь молится обо всех крещенных, в том числе и о тех, кто забыл о полученном даре. То, что Господь дал, отнять невозможно. Можно пренебречь дарами Духа Святого, и тогда этот дар становится нам в осуждение, но пока эти искры горят, пока мы живы, мы всегда можем остановиться и свернуть с неправедных путей своей жизни и обратиться к Богу, к тому свету, который мерцает в каждом из нас, быть может, едва заметно, но все же горит.
В День Святой Троицы вспомним, что не только апостолы, но и мы с вами приняли "огненные языки" Духа Святого. И теперь будем молиться о том, чтобы огонь, который есть в нас, стал настоящим пламенем, освещающим путь себе и другим, согревающим, прогоняющим холод из сердец и попаляющим в нас всякую скверну.
С праздником!
Заметили ли вы, что христиане в церкви часто приветствуют друг друга словами: "С праздником вас!" "А какой сегодня праздник?" - спрашивает порой недавно обратившийся или просто случайно зашедший в храм человек. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|