Автор: Протоиерей Борис Балашов
Бог есть любовь.
(1 Ин. 4, 16). |
В истории человечества не существовало народа, который бы не имел религии. Вера в то, что существует Бог, свойственна человеческому роду.
В разных древних языческих религиях, например, египетской, индийской, греческой просматриваются следы монотеизма, то есть веры в Единого Бога. Однако со временем по разным обстоятельствам монотеистическая религия стала почти у всех древних народов обрастать человеческими измышлениями, "упростилась" и переросла в иную религиозную форму - политеизм, то есть многобожие.
Все эти языческие божества очень похожи на обычных людей с их страстями, пороками и недостатками. Вследствие этого такие боги были понятны простым людям. От обычного человека языческие боги отличались только своим могуществом. Поэтому справедливо утверждение материалистов, что люди выдумывали богов по своему образцу.
Впрочем, история показывает, что идея о Едином Боге как Творце мира и Справедливом Судии в древнем мире полностью не исчезла.
Так, веру во Единого справедливого Бога еврейский народ пронес через всю свою историю. Ветхозаветная религия утверждала даже, что Бог любит миловать и прощать. Мусульманство, впитавшее в себя многие христианские и иудейские религиозные представления, также утверждает истину о Едином Творце и Судии Вселенной. В Коране говорится о том, что Бог - милостивый. Милостивый - это тот, кто способен оказывать милость и делать добро. Но при этом Сам Бог, по их воззрениям, недостижим и непостижим для человека. Он - Всемогущий Царь, дающий Свои законы людям.
До некоторых этих истин лучшие человеческие умы древнего мира смогли дойти своим умом и через собственный религиозный опыт. Человек сам бывает милостивым, поэтому может считать, что и Бог милостив. Люди могут быть справедливыми, поэтому можно думать, что и Бог справедлив. Но никакие философы и религиозные мудрецы не могли додуматься до двух важнейших истин, которые, вопреки имеющимся религиозным представлениям народов земли, провозгласило Христианство. Первая - та, что Бог есть Любовь, причем жертвенная Любовь; вторая - что Бог одновременно Один, Един и Троичен.
Эти христианские истины были отвергнуты всеми религиозными и философскими течениями. Данный факт лишний раз подтверждает, что Христианство не является плодом человеческого разума, его истины о Боге не вытекают из окружающей нас действительности. Церковь согласна с такими утверждениями, потому что Христианство намного превышает логические построения человеческого ума и является откровением Бога о Себе Самом.
Говоря о строгом и последовательном единобожии в древнееврейской и мусульманской религиях, невозможно понять, что Бог есть жертвенная Любовь.
Как же могла раскрываться любовь Единого Бога до творения мира? Кого Он мог любить, если был Один и только Один? Если же поверить, на первый взгляд безумной, мысли, что Бог Един и Троичен, то можно понять, что и до творения мира Бог был Любовью, и эта Любовь, Любовь Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, была важнейшим свойством Их внутренней жизни, а после создания мира стала открываться и вовне. Само создание разных Божиих творений, дарование им бытия и жизни есть проявление Божественной Любви.
Особенно Божия Любовь видна в творении человека. В Библии так раскрывается замысел Божий о творении людей: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26).
Когда рождается новый человек в мир, он и по устроению тела и по устройству лица является образом - портретом своих родителей. Но только когда вырастет и выучится, ребенок будет во многом подобен своим родителям, станет таким же, как они.
Бог замыслил человека как существо, способное по своим внутренним качествам дорасти до Бога, стать богоподобным и богом по благодати, а не по природе.
Образ дается человеку при его создании, а вот уподобиться Богу он может через подвиг своей жизни, став таким, чтобы про него можно было сказать: "Человек есть любовь".
Бог творит человека, чтобы он мог возрасти и развиться во всех отношениях, в первую очередь, духовно. Человек для своего духовного роста должен утвердиться в добре и возлюбить его. Чтобы человек стал любящим существом, ему необходимо даровать свободу, так как без свободы выбора любовь невозможна. Сотворенному Богом человеку предстояло сознательно избрать путь святости.
Бог, даруя свободу человеческой личности, как Всевидящий и Всезнающий, видел, что люди злоупотребят этой свободой. Однако, если их лишить свободы, они станут существами, подобными животным. А чтобы человек свободно и навсегда сумел стать любящим существом, Божий Сын явил и являет людям полноту Своей любви, чтобы человек смог ее увидеть, понять и принять. И ответная человеческая любовь станет той силой, которая будет способна обновить и преобразить его.
Бог-Троица замыслил и сотворил человека. Но сначала Бог Отец решил послать в мир Своего Единственного Сына, чтобы Он стал человеком и умер за людей. Насколько же Бог Отец любит людей, что Своего любимого Сына готов отдать на лютую казнь за Своих неблагодарных и склонных ко злу творений. И насколько же любит Божий Сын человека, раз готов за него идти на унижения и смерть, чтобы спасти его?
Бог Отец замыслил спасение людей от греха и смерти, Сын Божий этот Божественный план осуществил на земле, победив ад и смерть Своим Крестом и Воскресением. А после Вознесения наступил новый этап спасения. Об этом говорил Своим ученикам Христос Спаситель: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин. 14, 16-19).
В пятидесятый день после Пасхи Дух Святой - Третье Лицо Святой Троицы - нисходит на Апостолов, обновляя их Своей силой и из этой группы учеников создает Православную Христианскую Церковь - семью Христову. О ней Иисус Христос ранее сказал Своим ученикам: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
В день Пятидесятницы - День Сошествия Святого Духа - родилась Христова Церковь, в которой пребывает и действует Богочеловек Иисус Христос. С этого времени Спаситель по действию Святого Духа становится доступным для всех людей через Свою Церковь.
В Церкви люди становятся детьми Живого Бога через веру и Таинство Крещения. В Церкви люди очищают свои души, укрепляются Божией помощью для земной жизни, духовно возрастают и уподобляются Богу в любви и совершенстве.
Бог Троица есть Бог Любовь, человек - Его любимое творение, а православный христианин - Его дитя. Бог даровал нам возможность быть не только рядом с Ним, но и соединяться с Ним в Таинстве Святого Причащения. Бог хочет видеть нас рядом и вместе с Собой в Небесном Царстве Вечной Любви.
Пятидесятый день после Пасхи - День Сошествия Святого Духа - особенно посвящен празднованию Бога Святой Троицы, Бога жертвенной любви. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|