Автор: Ирина Филиппова
В эти дни мы отмечаем праздник Святой Троицы, вспоминая день, когда Святой Дух в виде огненных языков, по обетованию Господню, сошел на апостолов, определив их тем самым на служение людям. Так образовалась Церковь Христова - то, без чего ни один истинный христианин не представляет своей жизни. Но каждый ли знает, что являет собой понятие "Церковь"? Место это или пространство? Всегда ли мы пребываем в ней и понимаем ли значение ее для спасения нашей души? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти в беседе с отцом Аркадием Штейнбергом, настоятелем Преображенского храма п. Нудоль.
- Прежде, чем говорить о значении Церкви в жизни общества, хотелось бы сначала получить определение этого понятия. Что же такое Церковь?
- Точного, научного определения понятия "Церковь" нет. Поэтому описать, что такое Церковь, можно с нескольких позиций. Основных точек зрения - две. Одна - так называемая антропоцентрическая. Святитель Филарет дает такое определение: "Церковь - это от Бога установленное общество людей, объединенных общей верой, Законом Божиим, Таинствами и священноначалием". Другая точка зрения - так называемая теоцентрическая, которую сформулировал наш замечательный богослов, славянофил Алексей Степанович Хомяков. По его определению, Церковь - это "единство Божией благодати, пребывающей в разумных тварях, покоряющихся действию Божией благодати". И тогда становится ясно, что главное в Церкви не столько люди, сколько Сам Господь, Который принимает в Себя людей и объединяет их Своим действием, Своей благодатью, но только тех людей, которые хотят быть с Ним.
Есть еще одно определение, которое дано апостолом Павлом. Обращаясь к христианам, он пишет: Вы - Тело Христово (1 Кор. 12, 27). Он имеет в виду людей, которые вошли в общение с Богом, поверили Христу, как родоначальнику нового человечества. В принципе, все люди должны были бы быть Церковью, народом Божиим, любя Бога и ближнего своего в Боге.
- О. Аркадий, когда появилась Церковь Христова?
- У Церкви есть день Рождения - Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа. В этот день Дух Святой сошел и пребывал в людях, объединил их, они заговорили на разных языках и составили Иерусалимскую общину.
В день Пятидесятницы произошло соединение людей воедино Самим Богом, объединение человечества по новым принципам.
- Есть такие люди, которые считают жизнь в Церкви необязательной. По их словам, главное - Бог в душе. Что же дает Церковь верующему человеку, для чего она ему нужна?
- Смотрите, в теле человека есть голова, руки, ноги, внутренние органы и т. д., то есть некоторое устройство. Так и в Церкви тоже есть устройство. И в этой связи можно сказать, зачем она нужна и что в ней самое важное.
В Церкви есть священноначалие, люди священной иерархии, которые поставлены для служения. Обычно определяют три важнейших аспекта их служения. Первое служение - это совершение Таинств, то есть действий Божиих, при которых людям преподносится благодать. Второе - духовное руководство, и третье - управление, то есть внешняя организация деятельности.
Очень важную роль в Церкви имеет духовное руководство. Чтобы человек научился жить по заповедям Божиим, им нужно руководить, - мы же отдаем детей в школу для обучения! Так же и в Церкви. Сюда приходят люди, которые не имеют духовного опыта, и задача духовного наставника - привести их к тому, чтобы опыт этот был правильный, потому что духовные вопросы не менее, а даже более сложны, чем житейские.
Здесь видна еще одна сторона жизни Церкви. Церковь - это лечебница. Если человек видит, что болен духовно, что погибает и ему нужна помощь, тогда только он начинает потихоньку лечиться и становится членом единого организма, причастником Божеского естества. Люди в Церкви исцеляются именно в силу Богообщения, так как всё ненужное, наносное постепенно отмирает по мере того, как человек приближается к Богу.
И, конечно, Церковь осуществляет передачу благодатных Божественных даров. Человек "входит" в Церковь в Таинстве Крещения; в таинственном действии Миропомазания ему преподаются дары Духа Святого; в Таинстве Покаяния душа кающегося человека исцеляется от греха. Таинство Причастия Тела и Крови Христовых - Таинство Таинств - внешне нельзя объяснить, пока человек сам не испытает на себе, что значит стать причастником, приобщиться Христу, стать настоящим членом Церкви.
- Существует ли Церковь в других религиях или каких-либо других христианских конфессиях, ведь католики и протестанты тоже называют себя Церковью?
- В других религиях никакой, конечно, Церкви нет, потому что Церковь начинается с веры во Христа Спасителя, принятия благодати Духа Святого, крещения во имя Святой Троицы.
Что касается христианских конфессий и исповеданий, то здесь есть разные степени отпадения от Церкви, однако, благодать как-то себя проявляет в этих конфессиях. Мы принимаем, например, Крещение протестантов, только восполняем Таинствами, которые у них отсутствуют или искажены, как у католиков. Соответственно существует три формы приема в Православную Церковь людей, приходящих из других вероисповеданий и христианских конфессий. Главное в этих формах - Крещение, Миропомазание, Покаяние.
Поймите, за верой всегда следует жизнь, определенные ее духовные нормы, которые в других конфессиях сильно искажены. Только Православная Церковь есть неповрежденная Церковь Христова. Она без пятна и без порока, как Невеста Христа.
Фото: Евгений Цапенко, Геннадий Алексеев
Святая Троица
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|