Автор: Протоиерей Борис Балашов
Слово в Димитриевскую родительскую субботу
Священное Писание открывает нам, что Бог сотворил мир во всем его многообразии из ничего. Все живые земные существа имеют свое назначение и после исполнения этого назначения разлагаются на составные элементы. Но есть и иной мир - ангельский, мир духов, который, как сообщает Ветхий Завет, был сотворен раньше материального мира. Ангелы обладают умом, волей, но не имеют тела, они - духи, хотя и не такие абсолютные, как Бог, так как ограничены в пространстве. Ангелы очень мудрые и обладают глубоким умом, но не являются высочайшим Божиим созданием, каковым является человек. Именно человек - образ Божий - призван "довести" мир материальный до Бога, обожить его в себе.
Человек соединяет в себе материальный мир с миром духовным, являя в своей личности одновременно две формы бытия: телесного и душевного. Душа человека стоит выше его телесной природы и, по замыслу Творца, должна ею руководить, направлять на добрую и святую деятельность, которая совершается через мысли, слова, дела и соответствующим образом воздействует на человеческую душу, формируя ее, делая чище, святее, добрее или, в противном случае, злее, эгоистичнее, развратнее.
Человеку дана возможность творить другую жизнь, рождая детей, передавая им свою двухсоставную природу. Возникают новые личности, призванные к бессмертию, которые не могут разложиться со смертью тела, потому что душа не состоит из материальных элементов, и поэтому после прекращения естественного обмена клеток в живом организме при его смерти она не может распасться на молекулы и атомы. Душа не может возвратиться в землю, как тело, потому что она иной природы, а с материей и веществом непосредственно связана только в живом человеке.
Бог сотворил огромное количество Ангелов. Нам неведомо их число. Бог создал человека, чтобы он умножал количество новых духовно-телесных существ, призванных к бессмертию, и приводил их к Богу, и чтобы в этом общении со своим Творцом бессмертные личности - люди - находили для себя полноту своего счастья и бытия.
Мир изуродован грехопадением человека. Умирают люди пожилые, среднего возраста, молодые и дети. Каков смысл их появления на свет, если жизнь так легко может кончиться? Смысл рождения матерью ребенка - дать ему жизнь не только земную, временную, но и вечную. Вот тогда все, что она делает для своего чада, имеет действительно смысл вечный, полноценный.
Мы, живя в этом мире, многое приобретаем и многое утрачиваем. Теряем наших близких, бабушек, дедушек, родителей, мужей, жен, детей и друзей. Конечно, всегда горем исполняется сердце человека от потери близкого, но у верующего человека выше горя - его любовь. Любовь к тому, с кем здесь, на земле, человек расстался на время, потому что мы встретимся с ним лицом к лицу, когда перешагнем рубеж земного бытия. Перейдя границу земной жизни, человеческая личность продолжает существовать, хотя и неполноценно, потому что душа разлучена с телом и поэтому не может иметь деятельности, направленной на свое духовное совершенствование. Христиане живут для бессмертия и вечности, где не только духовно продолжится существование личности, но при Втором Пришествии Христа воскреснут и тела. Правда, мы обретем их в иной форме и с иными свойствами.
Святые отцы высказывали мнение, что люди воскреснут (в том числе и умершие престарелыми) в возрасте расцвета человеческой жизни, который мы относим примерно к 30-ти годам. До Второго Пришествия Христа, когда Он придет судить мир, подводить его итоги, души будут существовать в том состоянии, в котором они перешли финишную ленточку земной жизни. По учению Церкви, они будут находиться или в предначинании вечной радости и блаженства, или в предначинании вечной скорби. И, поскольку эти люди уже сами не могут совершать никакой деятельности, не могут сами влиять на состояние своей души, это могут и должны делать те, кто имеет тела и могут своей деятельностью совершать дела, которые направлены на улучшение состояния душ близких нам умерших людей.
Опыт Церкви показывает, что первые сорок дней душа человеческая еще сильно связана с земным миром. После сорокового дня душа переходит в иную сферу своего бытия. Подтверждение этого мы видим в Иисусе Христе, в Котором совершенный Бог соединен с человеческой природой, совершенной и чистой. Как человек Он подчиняется законам бытия, по которым устроен и земной мир, и человеческая жизнь. Он не мог обходиться без пищи и без сна, когда-то скорбел, когда-то радовался, даже принял смерть по законам человеческой природы. Подчиняясь закону смерти, закону мира согрешившего, Он сходит душой во ад, побеждает его Своим Воскресением и разрушает его. Иисус Христос воскресает в третий день, обновляя падший мир. Бог смерть не сотворил, поэтому Спаситель не нарушает законов, данных при создании мира. Побеждая смерть, Он побеждает закон падшего мира. Являясь Своим ученикам в течение сорока дней до Своего Вознесения, Он телесно возносится в сороковой день. Воскресший Христос в течение сорока дней связан с земным миром, является ученикам, беседует с ними, наставляет. Можно полагать, что в этом случае Иисус Христос тоже подчиняется каким-то Богом данным законам. Ведь, как свидетельствует опыт Церкви, сорок дней душа еще связана с миром земным. После сорокового дня эта связь души с земным миром кончается, и душа переходит в мир иной. И вот каково будет это ее состояние - наша важнейшая забота.
Во-первых, мы все туда перейдем, а во-вторых, сколько уже там наших дорогих и близких, и только мы можем им помочь. Мы - это каждый из нас, христиан, и все вместе - вся Святая Православная Церковь, та ее часть, которая здесь, на земле.
Совершая добрые дела в память умерших, мы как бы передаем им последствия этих добрых дел. Накормив голодного, одев нагого, позаботившись о несчастных и чужих детях, о чужих нуждах во имя наших усопших, мы им несем подарок.
Как и когда молиться за умерших? Постоянно. Дома, в храме, на кладбище. Поминать усопших можно на вечерних и утренних молитвах ежедневно. После смерти человека, особенно первые сорок дней, читают за упокой Псалтирь, то есть псалмы с определенными заупокойными молитвами, совершают панихиды и отпевание. И самое важное, конечно, - наше живое участие в важнейшем христианском богослужении - Литургии. На ней мы не только сами участвуем в Евхаристии, соединяясь со Христом, очищая душу через покаяние. На Литургии мы молимся о наших умерших, подаем записки с дорогими именами в алтарь, где служители храма перед престолом и жертвенником молятся об этих умерших членах Церкви, а с ними молится и вся Церковь на земле. Важно, что в память наших усопших вынимаются из просфор частички, которые опускаются в конце Литургии в Чашу с Кровью Христовой со словами: "Отмой, Господи, грехи здесь поминавшихся честною Кровию Твоею". Все это очень важно и дорого для наших умерших.
Тем, кому в мире вечности хорошо, от этого будет еще лучше. Тем, кому там плохо, от этого станет радостнее и светлее. А многих из них Церковь вместе с нами вымолит у Бога. Об этом свидетельствует двухтысячелетняя история.
Часто души умерших являются живым, обычно во сне, и просят помощи, хотя очень редко они могут прямо об этом сказать. Как правило, они просят что-то, что нужно на земле живущему человеку: одежду или пищу. Это образы того, в чем они там нуждаются. Поэтому мы молимся об умерших в день кончины, в третий день, в девятый день и особенно в сороковой день, в годину дня смерти, в день их Ангела (то есть их именин), особенно на Литургии. В дни памяти усопших очень важно оказывать дела милосердия нуждающимся, несчастным, оказать поддержку Церкви в ее служении спасению человека. Ближе всего мы к умершим не тогда, когда мы на кладбище, не когда мы в храме молимся, а, в первую очередь, когда мы причащаемся с духовной подготовкой и искренно. Тогда мы ближе всего к ним, потому что теперь мы можем с ними общаться только через Бога.
Представим себе циферблат: ось, стрелки. Ось - это Бог, стрелочки - это мы, люди. Чем я ближе к центру, тем я ближе к другой стрелке, то есть чем мы ближе к Богу, тем мы ближе и к другим людям, в том числе и к нашим умершим. Чем я больше хочу помочь им, тем ближе я должен подойти к Богу, наведя порядок в своей душе. В одной притче Христос говорит: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7; 3, 5). Это означает, что, вынув грязь из своих очей, я сделаю себя способным видеть, как помочь другому. Так же, очищая свою душу, я смогу помочь очиститься душе ближнего, ибо все мы во Христе соединены в Церкви.
Усопшие иноверцы - иудеи, мусульмане, - а также неверующие тоже нуждаются в нашей помощи, которая может выразиться в добрых делах, творимых в их память, и в молитве, но не в храме (так как они не члены Церкви), а на кладбище и в домашней обстановке.
Когда мы умрем, останется Церковь на земле, которая молится о всех. Будут поминать нас те, кто нас знает, а даже если никто из живых людей не будет помнить нас, Церковь все равно будет молиться о нас, как и о всех своих чадах.
Наша святая задача - пока мы здесь, на земле, заботиться о тех, кто в мире вечности, не забывая о том, куда мы в итоге жизненного пути должны прийти.
Фото: Василий Кузьмин
Что значит "вечная память"?
В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности
Нужно ли бояться смерти?
Радоница - день особого поминовения усопших Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|