Автор: Протоиерей Борис Балашов
Накануне Крестной Смерти, в Великий Четверг, Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими Апостолами. На ней Иисус Христос непостижимым для нашего ума образом соединил жизнь Своих учеников со Своей жизнью: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).
Мать питает кровное дитя своим молоком. Христос же питает духовно Своих чад - членов Церкви - Своею плотию: Я хлеб живый, сшедший с небес; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 51, 53-54).
Христос Воскрес, чтобы нас приобщить к Своему Воскресению и Своей победе над адом, грехом и смертью.
Ведь мы причащаемся Христа, Который смерть победил! Воскресшего Христа! Частичка будущей жизни как бы входит в нас, чтобы мы стали иными, чтобы в нас уже эта будущая жизнь жила. Но будем помнить, что кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).
Апостолы Христовы буквально, а не аллегорически понимали слова своего Учителя. Так, святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 16-17).
В Причащении, или, иначе, в Евхаристии, происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается, входит в жизнь Своего ученика.
Иисус Христос совершает Тайную Вечерю со Своими Апостолами и причащает их Своими Телом и Кровью (освященным Хлебом и Вином). Через благодатную жизнь Церкви православные христиане могут духовно участвовать в этой неповторимой Тайной Вечере. Это происходит во время совершения Божественной Литургии.
Божественная Литургия является важнейшим христианским богослужением. На ней совершается Таинство Евхаристии (Благодарения) или Причащения Тела и Крови Христовых. Слово "литургия" - греческое, оно переводится как "общее дело", то есть такое дело, которое нельзя сделать в одиночку, а можно совершить только всем вместе.
Божественная Литургия - такое богослужение, в котором принимает совместное участие церковная община прихода. Как сказал Иисус Христос: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19-20). Для совершения Литургии должно собраться, как минимум, двое или трое христиан - членов Святой Православной Церкви.
Каждая Литургия в Православной Христовой Церкви есть приобщение верующих Тайной Вечери. Каждый раз на Литургии перед Причащением все причастники молятся: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... Мы просим Бога сделать нас участниками Его Тайной Вечери сегодня, сейчас - днесь.
Мы не повторяем и не вспоминаем Тайную Вечерю. Мы приобщаемся непостижимой тайне, духовно входим в ту комнату - Сионскую горницу, - в которой Христос совершил Тайную Вечерю. Соединяясь со Христом, мы соединяемся друг с другом и со всеми членами Церкви: и живыми, и умершими, и находящимися в райском состоянии, и не в райском. Поэтому Евхаристическая Жертва приносится за всех и о всех.
Благодаря Литургии и через нее до нас доходит все, что Иисус Христос сделал и делает для человеческого рода. Во время Святого Причащения на Божественной Литургии происходит реальная встреча православного христианина с Воскресшим Богочеловеком Иисусом Христом.
Первейшие условия для Причащения - примиренность со всеми, прощение обид и воздержание ума и сердца от нечистых мыслей и чувств.
Перед Причащением мы стараемся очистить свою душу покаянием, чтобы Христу приятно было войти в жилище нашего сердца, чтобы наше тело из грязного сарая греха стало храмом, где живет Бог.
В чинопоследовании Божественной Литургии перед текстом проскомидии, то есть первой части Литургии, находится увещание к служащему священнику: "Хотяй священник Божественное совершати тайнодействие, должен есть первее убо примирен быти со всеми и не имети что на кого, и сердце же, елика сила, от лукавых блюсти помыслов".
Подготовительной частью Литургии является проскомидия (по-гречески "приношение"). На ней совершается приготовление Евхаристических Даров. Она совершается на особом столе в алтаре, который называется "жертвенником". Хлеб, приготовленный для Литургии, называется "просфора", что также означает "приношение". Он должен быть приготовлен на дрожжах, так как слово "артос", которым в Евангелии обозначен хлеб, преломленный на Тайной Вечере, означает именно "квасной хлеб".
Для проскомидии отбираются пять просфор. Большая или лучшая просфора предназначается для Агнца, то есть Евхаристического Хлеба. Из нее вырезается прямоугольная часть. Вырезанная часть агничной просфоры полагается на дискос (плоскую тарелочку на ножке). Красное вино с водой, в воспоминание истечения крови и воды из прободенного копьем ребра Христова, вливается в потир (Чашу).
Из четырех служебных просфор вынимаются частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, в память святых, а также в молитвенное поминовение живых и усопших (записки с просьбой молитв о своих близких подают молящиеся). Все эти частицы кладутся на дискос рядом с Агнцем. Дискос символизирует всю Церковь, Центром и Главой которой является Иисус Христос, а входит в нее весь народ Божий, обновленный Святым Крещением, Миропомазанием и Причащением. И живые, и закончившие путь земного жития: и Богородица, и святые, и усопшие, и мы, живущие на земле в настоящее время.
Божественная Литургия начинается торжественным возгласом епископа или священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (в вечности)".
Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных или Литургией слова. Христиане возносят молитвы за весь мир, всю природу, всё человечество.
Во время этой части Литургии совершается малый вход. Диакон торжественно несет Евангелие и входит царскими вратами в алтарь. За ним в алтарь входят священнослужители.
В молитве малого входа священник просит Бога, чтобы вместе с общиной православных верующих, совершающих священнодействие, с ними присутствовали в храме в этом служении Ангелы Божии.
Читаются отрывки Священного Писания Нового Завета. Обычно после чтения Евангелия произносится проповедь.
Вторая часть священнодействия называется Литургией верных. Верные - это те православные христиане, которые не только приняли Таинство Святого Крещения, но и стараются беречь и укреплять свою духовную связь с Господом через благочестивую жизнь и регулярное Причащение Святых Христовых Таин.
Литургия верных состоит из четырех частей, соответствующих четырем действиям, совершенным Иисусом Христом во время Тайной Вечери:
1. Он взял хлеб.
2. Возблагодарил.
3. Преломил Хлеб.
4. Преподал этот Хлеб Апостолам.
В соответствии с этим Литургия верных состоит из четырех частей:
1. Великий Вход.
2. Возношение (по-гречески "Анафора", евхаристическая молитва).
3. Преломление.
4. Причащение.
1. Великий вход
Священнослужители торжественно переносят с жертвенника на престол для освящения Евхаристический Хлеб (Агнец) на дискосе и вино с водой в чаше (потире). Во время перенесения Евхаристического Хлеба и Вина на престол поется так называемая Херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия". Приведем один из вариантов перевода Херувимской песни на русский язык: "Мы, таинственно изображая Херувимов, и Богу Святой Троице воспевая трисвятую песнь, отложим сейчас все житейские заботы, чтобы принять Царя мира, Грядущего к нам с чинами невидимых (незримых) Ангелов".
2. Возношение - Анафора
Эта самая главная часть Божественной Литургии начинается после пения Символа веры. Она воспроизводит молитву "благодарения", по-гречески "евхаристии", которую совершил Иисус Христос, взяв Хлеб и Чашу во время Тайной Вечери.
Священник призывает верующих возвысить свои сердца в Небесный мир к Господу: "Горе имеим сердца". Затем священник призывает: "Благодарим Господа!"
В молитве Анафоры - Возношения - можно выделить шесть частей:
1) молитва благодарения за творение мира: "Ты вызвал нас из небытия в бытие…";
2) благодарность Богу за спасение людей: "Отпадших Ты вновь к Себе призвал и не оставил попечения о нас, но возвел нас на небо и даровал нам Твое Грядущее Царство";
3) благодарность Господу за Крестный подвиг, Погребение, Воскресение, Вознесение на Небо, сидение одесную (справа) Отца и будущее Второе Пришествие;
4) призывание Святого Духа (эпиклезис) на верующих и Святые Дары (Хлеб и Вино). В этот самый ответственный момент Литургии во время призывания Святого Духа поется: "Тебе поем, Тебе благодарим, Тебе благословим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш". В русском переводе это песнопение звучит так: "Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш";
5) молитвы о живых и умерших членах Святой Православной Церкви;
6) пение молитвы Господней "Отче наш".
3. Преломление
Со словами: "Святая святым!", - священник поднимает Святой Хлеб.
Святыми названы христиане, потому что они выделены на святое служение Богу добрыми делами в нашем грешном мире и освящаются действием Святого Духа.
Священник преломляет Святой Хлеб, раздробляет на частицы и опускает в Чашу. Теперь все верующие причащаются из одной Чаши. Иногда, при большом количестве причастников, содержимое одной Чаши разделяется на несколько Чаш.
4. Причащение
Готовившиеся к участию в Святейшем Таинстве Евхаристии приступают к Чаше со страхом Божиим, верою и любовию. Каждый причастник осознает именно себя первым грешником: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, Пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз (первый я)".
Причастники принимают в свою душу и тело Самого Христа. Они становятся одним Телом с Воскресшим Спасителем и все пьют из Источника Жизни.
Община православных христиан, молившихся и причащавшихся на Божественной Литургии, становится Единым Телом Христовым - Церковью. Каждое Причащение - это Пасха, живая встреча с Воскресшим Господом.
Фото: Геннадий Алексеев
О последней неделе поста перед праздником Пасхи Христовой рассказывает статья протоиерея Игоря Гагарина "Страстная седмица" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|