Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Семирадский Г.И. Тайная вечеря. 1876. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Государственный Русский музей
Через несколько дней - ПАСХА, самый радостный праздник на свете. Но это еще не сейчас. Сейчас мы вспоминаем, какой ценой эта радость была куплена. В Страстную седмицу мы снова переживаем самые черные, самые постыдные дни человеческой истории. Люди предавали, мучили, оплевывали и убивали воплощенную Любовь, Истину, Красоту и Добро. И нам необходимо понять, что это были не какие-то иные люди, принадлежащие иной эпохе и иному народу, что и мы тоже в той или иной степени - участники этого злодейства.
Каждый день Страстной седмицы - воспоминание о чем-то таком, что имеет самое непосредственное отношение к нашей жизни. Особенную напряженность эти воспоминания обретают, начиная со среды.
Среда... Иуда Искариот, один из двенадцати, договаривается с первосвященниками предать своего Учителя. Философы, мыслители, писатели много размышляли, зачем он это сделал, выдумывали некие возвышенные мотивы. Церковь, однако, объясняет это предательство ясно и просто: Иуда был сребролюбив, жаден. И нужно понять: любое, самое слабое движение жадности - тоже предательство. Маленькое ли, большое ли, но предательство Христа, живущего в нас. Разница лишь в масштабах.
В Четверг все, кто может, стараются быть на Литургии и причаститься. Это самая важная Литургия года, потому что в этот день - Воспоминание Тайной Вечери. А поскольку каждая Литургия - такое воспоминание, то Литургия Великого Четверга - Литургия Литургий. В этот день ученики впервые причастились Тела и Крови Спасителя. "...сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лк. 22, 20). Отныне вокруг этой Чаши всегда будут собираться верные, чтобы соединиться с Ним, а в Нем и друг с другом, чтобы любить друг друга, как Он возлюбил нас, чтобы стать "светом мира" и "солью земли", чтобы обновиться и нести обновление в мир, чтобы свидетельствовать: смерть побеждена любовью.
"Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. 26, 38), - попросил Иисус Христос самых дорогих Ему учеников - Петра, Иакова и Иоанна, когда они пришли в Гефсиманский сад. Он знал, что Его ждет через несколько минут, знал, и Ему было страшно. И поэтому хотелось, чтобы друзья поддержали Его участием и молитвой. Но друзья уснули.
Побыть со Христом, предаваемым на муки и смерть, призывает всех нас в эти Страстные дни Церковь. Побыть рядом и бодрствовать. Если проспим и не разделим с Ним Его страданий и смерти, можем проспать и Воскресение.
Когда солдаты пришли, чтобы схватить Господа, первым был Иуда. Предавая Учителя, он поцеловал Его. Когда мы подходим с целованием к иконе или ко кресту, остановимся на мгновение и спросим себя, не будет ли этот поцелуй Иудиным? А это так, если в сердце нет покаяния, нет желания жить для Христа, для любви к Богу и к ближним.
В ночь с четверга на пятницу давайте вспомним, как Иисуса били палкой по голове, как плевали Ему в лицо, как смеялись над Ним, а Он, молча, терпел.
Если нас обижают, мы обычно терпим лишь тогда, когда ничего другого не остается. Да и то, чаще всего, ропщем. Если же есть возможность ответить, защититься, рассчитаться, то немногие удерживаются, чтобы этой возможностью не воспользоваться. Понимаем ли мы, что на каждый удар, на каждый плевок, на каждую насмешку Иисус мог бы ТАК ответить, что не осталось бы и следа от мучителей. Ведь у Бога желание и дело - одно и то же. Стоило Ему только пожелать...
Но Он желал, чтобы спаслись все, в том числе и те, кто мучает Его. Чтобы обратились и спаслись. "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23, 34). Эти простые слова, мне думается, - самые прекрасные из сказанных Человеком на земле за всю историю человеческого рода.
Это слова и о нас. Ведь каждый раз, когда сознательно грешим, - мы тоже наносим Ему удар. И не то, чтобы мы не знали об этом. Теперь уже знаем, но, увы, забываем. Забываем, что все, разрушающее любовь, все (мысли, слова, поступки), исполненное злобы, раздражения, высокомерия, лукавства, - еще одна язва на истерзанном теле Спасителя. А Он продолжает терпеть, как и тогда; только просит: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".
"Вы все еще спите и почиваете?" (Мф. 26, 45) - с горечью спрашивал Господь Своих друзей, когда страдания приблизились.
"Вы все еще спите и почиваете?" - спрашивает Он сегодня нас и призывает: "Бодрствуйте и молитесь" (Мф. 26, 41). Постараемся же, наконец, проснуться и бодрствовать!
Cтатья "Страдания. Страстная седмица" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|