Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Проповедь о высоте и красоте страдания может быть возвышенна, красноречива и убедительна. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Эти слова, сказанные Спасителем, а также неоднократные Его напоминания о Кресте, который необходимо нести каждому, желающему следовать за Ним, не оставляют сомнений в том, что страдания не только неизбежны, но и спасительны. Когда размышляешь над страницами Евангелия, когда читаешь о подвигах мучеников и страстотерпцев, тогда, кажется, много можешь сказать людям о том, как спасительно терпеть, как благодарен должен быть Богу тот, кого Господь удостоил страданий и мук в этой жизни, дабы он вечно блаженствовал в жизни "будущаго века".
Но все становится совсем иначе, когда НАСТОЯЩЕЕ СТРАДАНИЕ коснется лично тебя. Или даже не тебя, но когда перед тобой действительно СТРАДАЮЩИЙ человек, и тебе нужно говорить с ним, помочь, поддержать. Те самые слова, которые легко произносились с амвона или ложились на бумагу, которые представлялись правильными и убедительными, теперь становятся фальшивыми, искусственными, жалкими. Сидишь, порой, возле постели тяжело больного человека, пытаешься говорить ему то, что должен говорить, и видишь в глазах его горький упрек: "Тебя бы на мое место, что бы ты тогда говорил? Ты вот сейчас посидишь со мной, навестишь, "совершишь требу", "отдашь долг милосердия" и побежишь на улицу, здоровый и свободный, а я останусь здесь лежать и мучиться". Даже если и не говорит, и не думает так человек, то сам себе невольно говоришь подобное.
И сейчас, в канун Страстной недели, когда все православные христиане молитвенно вспоминают об искупительных Страданиях Господа, мне вспоминаются те близкие и родные, друзья и знакомые, которым очень-очень плохо, гораздо хуже, чем мне. Страдания, которые знаешь сам, совсем не похожи на те, о которых читаешь или размышляешь, не испытав.
Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33), - говорит Петр перед арестом Иисуса. А когда Господь был схвачен, тот же Петр трижды клялся и божился: Не знаю Человека Сего (Мк. 14, 71). Пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16), - призвал собратьев апостол Фома всего за несколько дней до ареста. Но когда Господа схватили, никто - ни Фома, ни другие - не пошел с Ним вместе умирать. Умирал Он один, среди двух разбойников. И умирал тяжело. Так тяжело, так больно Ему было, что показалось, будто Сам Отец оставил Его.
Говорить о страданиях с церковного амвона, повторю, не так трудно. Но что могу сказать я матери, у которой на глазах умирает ребенок? Какие слова найду для девушки, страдающей от мучительной болезни, знающей, как мало дней у нее осталось, и испытывающей неимоверные боли?
Много, очень много горя на земле. И никогда не найти нам слов, чтобы объяснить его, чтобы примирить с ним страдающего. Только тот, кто сам страдает, сам терпит, сам умеет преодолеть боль, сможет помочь другому, утешить по-настоящему, а не фальшиво.
В дни Страстной седмицы мы вспоминаем о Том Человеке, Который Один может с полным правом говорить с любым страдальцем. Если бы о долготерпении, о том, что "блаженны плачущие", говорил Тот, Кто Сам недоступен никакому страданию, никакой скорби, много ли убедительности было бы в Его словах? Вот ведь парадокс! Бог есть Любовь. Любовь же не бывает без сострадания. А сострадать - значит самому страдать. Но Бог страдать не может. Бог, как мы знаем, - Существо Всеблаженное. Как же может любить Тот, Кто не может сострадать? И Бог становится Человеком. Если сострадать не может Бог, то может Человек, может и Богочеловек. О том, как Он страдал, мы будем вспоминать в последние дни перед Пасхой.
И если мы не можем утешить того, кому хуже, чем нам, если всякое утешение неподлинно и фальшиво, то может утешить Тот, Кому было еще хуже. Никому никогда не было хуже, больнее, горше, чем Христу в те дни, о которых мы вспомним на Страстной седмице. И только встреча с Ним - подлинная помощь, настоящее утешение. Что же делать нам? Делать все, чтобы эта встреча состоялась.
В Великий Четверг - воспоминание о Тайной Вечере. Многие из нас в тот день причащаются Тела и Крови Господа, а Он сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Сострадая Христу, сораспинаясь с Ним, причащаясь Тела и Крови Его, молясь и стараясь жить по Его заповедям, мы становимся ОДНО с Ним. И тогда уже не мы, а Он, пребывающий в нас, идет в этот страдающий мир. И только тогда мои слова звучат не искусственно, а с силою многою, и только тогда говорю как власть имеющий, а не как книжники (Мк. 1, 22), когда говорю не я, а Господь; когда мои слова - не мои, а Его; потому что, как выразился св. Павел: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
Фото: Татьяна Балашова
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|