Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой Пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - Жизнь Вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Распространившийся же в советское время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. В первый день Пасхи не положено совершать ни отпеваний, ни панихид.
К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать посещения могил своих родных диким пьяным разгулом.
Первое поминовение усопших совершается в понедельник второй седмицы, после Фомина воскресенья. Поэтому и возник обычай во вторник после Фомина воскресенья совершать пасхальное поминовение усопших. Верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (краткую панихиду) или просто личную молитву об усопших. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем - прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо и дико лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является языческим и не должен соблюдаться в православных семьях.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они восстанут из гроба.
Покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это лишь дань традициям. Самое главное, что мы можем сделать для усопших - помолиться за них, ведь живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, так как сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. Лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем, в знак омовения его грехов, опустят в Чашу со Святыми Дарами. После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Фото: Василий Кузьмин
По материалам www.patriarchia.ru
О христианской кончине, отпевании и погребении усопших - в статье "Последний путь души человеческой" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|