Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Жизнь в Церкви. Священник Глеб Каледа
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 10.11.2024, 22:46 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Жизнь в Церкви. Священник Глеб Каледа

Автор: Протоиерей Борис Балашов

2 декабря 2011 г. исполнилось 90 лет со дня рождения ученого, геолога и священника протоиерея Глеба Каледы. О его жизни и служении рассказывается в книге "Священник Глеб Каледа - ученый и пастырь", изданной в Москве Зачатьевским монастырем.

Священник Глеб Каледа

Мне хочется сказать об о. Глебе то, что ярко отпечаталось в моей памяти и, как мне кажется, дает некоторое представление о выдающейся личности протоиерея Глеба Каледы, о тех гранях его жизни, которые в настоящее время мало кому известны.

Я никогда не был близким личным другом о. Глеба и его семьи, но у нас были очень теплые и доверительные отношения примерно с 1971 года. Я иподиаконствововал в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля у митрополита Иоанна (Вендланда) с 1968 г. Глеб Александрович стал приезжать в гости к Владыке Иоанну в Ярославль с осени 1971 г.

Митрополита Иоанна, Глеба Александровича и тайного священника Николая Иванова (которого все знали, как Николая Павловича, бывшего преподавателя Саратовской духовной семинарии и сотрудника редакции "Журнала Московской Патриархии") объединяла крепкая дружба. Священник Николай Иванов был моим духовным наставником с 16 лет. Отец Николай Иванов и Глеб Александрович, связанные духовными узами, любили приезжать на праздники и по воскресным дням, когда позволяли обстоятельства, в гости к митрополиту Иоанну. На богослужении они помогали в алтаре в качестве иподиаконов. После того, как в 1972 г. митрополит Иоанн рукоположил его в сан священника, о. Глеб продолжал иподиаконствовать в стихаре с орарем, обычно исполняя обязанности книгодержца. Он в определенные моменты богослужения держал раскрытую книгу - "Чиновник архиерейского священнослужения", - по которой Владыка Иоанн читал молитвы. Митрополит Иоанн читал молитвы вслух, поэтому о. Глеб всегда их внимательно и сосредоточенно слушал.

Хотя иподиаконов положено причащать вместе с народом вне алтаря, но митрополит всегда причащал "иподиакона" Глеба у престола справа со лжицы, что никаких подозрений со стороны не вызывало, а воспринималось как некоторое чудачество архиерея. При этом, как бы в шутку, Владыка Иоанн называл московского гостя и старого друга "отцом Глебом". На это никто внимания также не обращал.

Митрополит Иоанн молился всегда сосредоточенно, Литургия проходила на духовном подъеме, а о. Глеб фактически, хотя и не явным образом, участвовал в сослужении Литургии своему архиерею и причащался из его рук после причащения священнослужителей у святого престола.

Это, конечно, никак не могло укрыться от бдительного ока уполномоченного Совета по делам религий и товарищей из соответствующей организации. Однако никакой реакции на иподиаконство в Ярославском соборе профессора геологии не последовало. Могу объяснить это только следующими соображениями.

Контролирующие Церковь товарищи понимали: если на работе профессора Глеба Александровича Каледы узнают, что он выполняет обязанности иподиакона в православном храме, то с работы он будет вынужден уйти. Но профессор - человек умный и энергичный, поэтому он будет искать возможность устроиться на работу в Церкви: либо сотрудником какого-либо церковного учреждения, либо священником в провинциальной епархии. Ни то, ни другое "приобретение" Православной Церкви уж никак не порадует кагебешное начальство в Москве. Пусть уж лучше профессор "чудит" потихоньку в Ярославле, так как огласка этого может привести к нежелательным последствиям для самих этих товарищей.

Когда о. Глеб приезжал в гости к митрополиту Иоанну, всегда велись оживленные разговоры по научным и богословским вопросам, а также и о церковной жизни как в СССР, так и за рубежом. Отец Глеб во всех этих вопросах был весьма эрудирован. Когда же они хотели поговорить о том, что не предназначалось для посторонних ушей (а в архиерейском доме эти "уши" могли располагаться в каждой комнате), тогда использовался традиционный дипломатический прием Владыки Иоанна. Митрополит предлагал своему собеседнику: "А не пойти ли нам погулять?" Собеседник соглашался. Митрополит одевал гражданское пальто, шляпу или шапку по погоде, и начиналась прогулка вдвоем по тихим улочкам Ярославля. После завершения деловых разговоров собеседники возвращались в церковный дом.

Однажды о. Глеб по служебным обстоятельствам не смог приехать на именины к Владыке и послал в качестве представителя своего многочисленного семейства одного из своих сыновей - милого и застенчивого юношу Ваню. Он приехал накануне именин. В небольшой приемной комнате на втором этаже старого деревянного дома на ул. Карабулина недалеко от Феодоровского кафедрального собора состоялось Ванино поздравление Владыки от папы и всего семейства. После окончания торжественной речи Ваня достал красивую деревянную шкатулку и вручил ее митрополиту со словами: "Это для Вашей панагии от нашей семьи". На это Владыка Иоанн ответил громогласным возгласом удовлетворения. Но это было только начало. После этого Ваня достал следующую новую деревянную шкатулку и произнес: "Это для Вашего креста от нашей семьи". И так продолжалось довольно долго, пока целая гора шкатулок от семейства Каледы не заполнила стол. В них можно было удобно хранить архиерейские кресты и панагии. Владыка Иоанн был очень рад "привету" от своих друзей.

После смерти митрополита Иоанна отец Глеб приезжал на исповедь и духовную беседу к ближайшему другу Владыки архимандриту Михею (Хархарову), впоследствии архиепископу Ярославскому и Ростовскому. В то время архимандрита Михея удалили от настоятельства в соборе и перевели в сельский приход недалеко от Ярославля, в который приходилось добираться несколько остановок по железной дороге в сторону Костромы.

Отец Глеб приезжал к архимандриту Михею на исповедь и для духовной беседы. Если это происходило на буднях, то все это совершалось в доме архимандрита Михея в Ярославле. Если о. Глеб приезжал на праздник или в воскресный день, то ехал на электричке из Ярославля на приход о. Михея в Петропавловскую церковь с. Покровское. Расписание же богослужений было составлено так, чтобы верующие могли добраться поездом к службе и после богослужения вернуться домой. В результате совершенно не было времени что-то обсудить, о чем-нибудь поговорить. Однако те проблемы и вопросы, с которыми приезжал к о. Михею о. Глеб, решались. Вот как он об этом говорил мне: "Мне бы только постоять рядом с ним, подержаться за его мантию - и того довольно!" Все вопросы, с которыми ехал о. Глеб, благополучно разрешались после совместного участия в молитве.

Я уже рассказал о тех соборных архиерейских богослужениях, в которых весьма своеобразно принимал участие священник Глеб Каледа. Но существовал и другой вариант соборного служения Божественной Литургии, в которой участвовал о. Глеб. Не думаю, чтобы это было часто, но, по словам протоиерея Николая Иванова, тайного священника, у которого была паства в Москве, они на квартире о. Николая в Пуговичниковом переулке г. Москвы, разумеется, при тщательно завешенных окнах, совершали совместное служение Литургии. Тот миниатюрный потир - серебряная позолоченная рюмка, которую использовал о. Николай в домашнем служении Литургии, - хранится у меня как добрая память о его пастырской деятельности.

Находясь в храме, о. Глеб обычно, подходя к священникам, принимал благословение, по крайней мере, так всегда было, когда о. Глеб приезжал к митрополиту Иоанну в Ярославль или Переславль, где у Владыки Иоанна была половина двухэтажного очень старого и ветхого дома, по соседству с Покровским храмом, единственной действующей в те годы церковью г. Переславля Залесского.

В гости к митрополиту Иоанну нередко приезжали и дети о. Глеба. Я как-то особо сблизился с его старшим сыном Сергеем. Сергей и его жена Анна были удивительно дружной и любящей парой. Господь судил им никогда не расставаться в земной жизни, и они умерли в одну и ту же минуту, попав в автомобильную катастрофу. Отпевали их в деревянном храме на Бутовском полигоне в Москве, где был расстрелян и похоронен в безвестной могиле дедушка Сергея - священник Владимир Амбарцумов. Протоиерей Глеб Каледа в это время уже молился о нас в мире Небесной славы Божией - это был июль 2000 года.

После празднования тысячелетия Крещения Руси в СССР ситуация стала меняться. Фактически оказалось отмененной регистрация духовенства уполномоченными Совета по делам религии. И о. Глеб понял, что настало время легализации его священства и выхода на открытое служение Православной Церкви.

Как-то вечером, совершенно неожиданно для меня, в Клин приехал о. Глеб с сыном Сергеем. Я жил в церковном доме на территории храма. Они зашли ко мне в комнату и закрыли за собой дверь, которая обычно была открыта. Сергей достал из портфеля пишущую машинку и поставил на стол. Отец Глеб объясняет, что он решил выйти на открытое пастырское служение. У него был документ о посвящении в сан священника - Ставленная грамота митрополита Иоанна, датированная 14 августа 1979 г., которую Владыка Иоанн выдал ему за 1-2 года до своей кончины. Но в то время митрополит Иоанн был уже по болезни за штатом, а потому и выданный им документ не мог быть оформлен по всем правилам бюрократии.

Совместно мы стали составлять бумагу, свидетельствующую о том, что мне доподлинно известно, что Глеб Александрович Каледа является священником, рукоположенным митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом). Владыка Иоанн скончался 25 марта 1989 г. С радостью я поставил свою подпись и печать благочинного под этим документом. Аналогичное свидетельство о священстве о. Глеба дал протоиерей Леонид Кузьминов, давний друг Владыки Иоанна.

На прощание я вручил в пользование о. Глебу свой восьмиконечный иерейский крест. И на многих фотографиях священника Глеба Каледы я его с радостью узнаю. Вернулся ко мне этот дорогой для меня крест после кончины о. Глеба.

Отец Глеб хорошо знал текст и смысл Божественной Литургии. Но, когда он вышел на общественное служение Православной Церкви - легализовался, первым храмом, в котором он открыто стал к Божиему престолу, был храм Илии Пророка в Обыденном переулке в Москве. У меня создалось впечатление, что духовенство этого храма держалось несколько на дистанции от нового пожилого пастыря. Как-то на буднях я пришел в эту церковь помолиться на Литургии, которую совершал о. Глеб. Он был на два года старше меня по хиротонии, но не имел еще достаточных практических навыков в совершении богослужения в условиях храма. После Литургии, которую о. Глеб служил без диакона, я дал ему несколько практических советов. Отец Глеб оживился и обрадовался, приняв все во внимание, а потом, как бы обращаясь ко мне, тихо спросил: "А почему же мне никто об этом здесь не сказал?.."

Протоиерей Глеб Каледа входил в редакционную коллегию журнала "Православная беседа", но после напечатания в нем статьи В.Н. Тростникова против эволюции, где была помещена карикатура на Чарльза Дарвина, на которой тот был изображен в виде обезьяны, о. Глеб демонстративно вышел из состава редколлегии журнала. Его возмутил факт неэтичного ведения научной дискуссии с издевательской карикатурой на давно умершего человека. Отец Глеб считал недопустимым помещать такие хамские выпады в христианском издании.

С о. Глебом, как и с его духовными друзьями - митрополитом Иоанном, архимандритом (впоследствии архиепископом) Михеем, протоиереем Николаем Ивановым - было всегда легко и радостно общаться. И не в том дело, что все они давние друзья с большим интеллектом и глубокой верой. Здесь есть еще и несколько иное.

Когда хороший педагог учит человека петь, важно не только сольфеджио выучить, надо еще голос правильно поставить, так сказать, "настроить". Так вот и в духовной жизни христианина надо не только научить историческим и богословским истинам, надо - и это самое главное - правильно поставить, настроить внутреннюю духовную жизнь человека, привести его внутренний мир к созвучию с евангельским благовествованием. К сожалению, это далеко не многим удается сделать.

У о. Глеба было не только глубокое знание Православия и его духовно-благодатной жизни, но и очень чуткая совесть, которая не терпела никакой фальши. Таким он был в земной жизни, таким он и остался для меня навсегда.

Протоиерей Борис Балашов

Фото: http://www.tayninskoye.ru

Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда)
Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда). Продолжение
Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда). Окончание


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (25.01.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2764
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика