Автор: Протоиерей Борис Балашов
Пришлось мне как-то слушать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей крещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и не такой уже молодой священник, не хлопал, а вспоминал свое детство - как нас принимали в пионеры, и только один двоечник из нашего класса не был принят. Но только что-то никак не претворялся тогда в жизнь лозунг: "Пионер - всем ребятам пример!"
Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народа, что много молодежи стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа, ну уж если не для детей, то, по крайней мере, для взрослых… Вот тогда бы я встал и рукоплескал громче всех!
Но кто же это сказал: "По вере вашей да будет вам"? Ах, да ведь это Иисус Христос! Какие странные слова мы слышим в Евангельском чтении во время Таинства Крещения: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19-20).
Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти. Значит, нам уже ничего не страшно? Ну, как сказать, - для этого все-таки надо что-то сделать. А что?
Отвлечемся на минутку от Евангельского текста. Раз уж Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем: как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?
Первый этап - знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор - диалог. Парень рассказывает о себе, делится своими мыслями, то же самое делает и девушка. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.
Второй этап - построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Рождается семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.
Третий этап. А теперь надо снова учиться - жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.
Зачем мы об этом говорим, когда нас интересует вопрос о Крещении, то есть о соединении человеческой жизни со Христом, усыновлении Богу, рождении для новой благодатной и бессмертной жизни? А затем, что слова Спасителя, которые мы процитировали, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.
Первый этап - "научите": то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, что Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали, в лучшем случае, просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.
Когда у святого апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства, он ответил: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38).
А если веры нет и нет покаяния в грехах прожитой жизни, разве можно через Крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим словам святого апостола Петра в Священном Писании Нового Завета, то вынуждены дать отрицательный ответ. Дело ведь не только в том, чтобы Бог простил наши грехи: надо, чтобы мы очистились и от их духовных последствий.
Когда же человек принимает Таинство Крещения без покаяния и изменения своей жизни, без сознательной веры, то очень нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.
Второй этап. Совершено Таинство Крещения. Человек вошел в семью Христову - Святую Православную Церковь. Войти - вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и ничего не собирается в этом отношении предпринимать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли это Господа? Обещали любить и верить, а исполнять не собираемся.
Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: "Ну как же, мы ведь верим в существование Бога!" Ну и что из этого? Бесы тоже верят в Его существование (см. Иак. 2, 19), однако, эта вера нисколько не спасает их ни от греха, ни от осуждения в вечную погибель - геенну огненную. Вера - это личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: "Я верю в этого человека", - так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.
Третий этап - воцерковление, то есть приобретение духовного опыта жизни внутри христианской общины, прихода.
Только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа - всегда быть с нами вместе.
А что же делать нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? - Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.
Можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Да, мы видим, что нередко делают именно так, но, к сожалению, плодов Крещения зачастую при этом не видно. Вспомним: как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь она росла, была покрыта листьями… А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12-20).
Так как же надо готовить человека к Крещению?
Первое: надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Второе: следует помочь человеку начать строить свои личные взаимоотношения со Спасителем. Посоветовать разика три почитать хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложить усилия, чтобы понять Христа, и Его любовь, постараться на нее ответить. Увидеть свои грехи, духовно взирая на Его образ, чтобы в человеческой душе могло созреть покаяние. Начать молиться: как самый минимум, выучить и глубоко осмыслить хотя бы молитву "Отче наш" и пытаться молиться своими словами за себя и близких.
Думается, что не стоит в большинстве случаев пытаться обучать этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Таковой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации.
Самое главное, чтобы у человека со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Если будет это, можно ожидать в будущем, пусть и не сразу, плодов Крещения - обновления жизни.
Мне думается, что таков может быть тот реальный минимум, при котором можно человека подводить к Таинствам Крещения, Покаяния и Причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей уйдут в другие храмы? Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные любят ходить к тем врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывать больничные листы.
Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие Таинств? С магией, надо сказать, в Церкви есть проблемы: Церковь напрочь отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, однако, Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, почему Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы - почему они свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия? Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!
Так может, обязать всех насильственно проводить катехизацию? А будет ли толк с такой катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? Вспоминим, в дореволюционное время во всех учебных заведениях был обязателен Закон Божий. Ну и что? Разве это спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации? Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!
Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и поощрять ее, насколько возможно. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к Крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству готовить надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, - надо любить свое дело!
Фото: Геннадий Алексеев
Купель спасения
От воды и Духа Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|