Автор: Ирина Филиппова
Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16).
Эти слова, произнесенные Спасителем в Его последнем, перед Вознесением, наставлении апостолам, стали основой жизни каждого христианина.
Таинство святого Крещения, установленное Самим Христом, навсегда определило для человека тот порог нравственного и духовного одеяния, в которое он облекается, соединяясь по доброй воле с Богом.
"Во святом Крещении, христиане, обновляемся мы к святому христианскому новому житию и, совлекаясь ветхого человека, облекаемся в нового духовного человека... и тако делаемся новою тварию", - писал святитель Тихон Задонский.
К сожалению, в наши дни Таинство Крещения для многих людей превратилось в простую, ни к чему не обязывающую формальность. Этому можно найти несколько причин, но, пожалуй, главное, что мы потеряли - это осознание самого значения Крещения Господня в истории человечества.
Так зачем же надо человеку креститься?
Предлагаем вам беседу с игуменом Тихоном (Полянским), настоятелем Троицкой церкви с. Захарово.
- Какое значение для нас имело событие Крещения Господня?
- Это событие имеет два названия - Крещение и Богоявление, и оба названия не случайны. Крещение Господне отражает факт Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан у Иоанна Предтечи, то есть факт личной земной биографии Иисуса. Но тем-то Крещение Господне и промыслительно, что оно не является событием из жизни простого земного человека. Это событие произошло с Богочеловеком и стало событием Священной Истории. И общемировое, вселенское значение Крещения Иисуса Христа отражено во втором названии праздника - Богоявление.
В слове "Богоявление" заключается и смысл Крещения, как Откровения о Пресвятой Троице. Божий Сын Иисус Христос крестится в водах реки Иордан, на Него снисходит "в виде голубине", как поется в тропаре праздника, Дух Святой, и слышится с небес голос Бога Отца - "Сей есть Сын Мой Возлюбленный". Таким образом, впервые Бог Святая Троица явился людям в троическом действии. И, сошедши в земные стихии, Господь освятил весь этот мир, и прежде всего, самую чистую, самую проникающую, самую распространенную стихию на земном шаре - воду.
- Раньше понятие "Богоявление" объединяло в себе два праздника: Рождество и Крещение. Впоследствии эти два события стали праздновать отдельно. Почему?
- Такое разделение не случайно. Каждый из этих праздников отражает два раздельных факта, в которых заключаются спасительные действия Божества в мире. Рождество Иисуса Христа - это пришествие Бога в мир, Крещение Господне - уже само Божественное действие.
Крещение Господне имеет еще и третье значение. Этот факт евангельской истории в дальнейшем послужил основанием для нашего церковного таинства, которое необходимо и спасительно для жизни христианина. Почему? Спаситель, придя креститься к Иоанну Предтече, на недоумение этого великого пророка, сказавшего, что Христос не требует омытия от греховной скверны, ответил: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Иоанн Предтеча возвещал народу: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3; 2,6). Крещение Иоанново не давало очищения от грехов, но подготавливало к нему. Иисус Христос, принимая Крещение от Иоанна, не только Самим Собою освящает водную стихию, но и принимает на Свои плечи грехи тех людей, которые примут христианское Крещение. Спаситель на своих плечах понесет тяжесть этих грехов и убьет их силу Крестом и Своим Воскресением. Перед Вознесением Господь заповедует Своим ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15-16).
Есть одна евангельcкая притча, которая хотя и не имеет буквального отношения к событию Крещения, но хорошо показывает, как действует Крещение на человека. Это притча о сеятеле, который вышел сеять семена Царствия Божия (см. Мф. 13, 3-8). Зерна попали на разную почву и дали разные всходы: на каменистой почве зерно выросло быстро, но тут же засохло под палящими лучами солнца. Упавшее же на добрую землю произрастило добрый и богатый плод. Наше Крещение - это духовный посев, который осуществляет в нас Слово Божие. Это есть первый шаг к тому, чтобы выросло прекрасное дерево нашей души, под ветвями которого будет хорошо и уютно укрываться окружающим нас людям. Только бывает так, что некоторые не трудятся над возделыванием Божественных семян, упавших в нашу душу через Крещение. Они считают, что достаточно покреститься, и на этом все обязанности по отношению к Богу и к Церкви заканчиваются, поэтому они не молятся, не читают Евангелия, не живут в Церкви, оставляя сад своей души в запустении. А ведь известно, что если не поливать растение, не выдергивать сорняки, не укрывать в морозы, - это растение погибнет. Вот так же и наша христианская душа. Если мы не трудимся, если мы не выдергиваем тернии страстей из нашей души, если мы разводим вокруг этого зеленого ростка пламень греховного костра, - росток погибнет.
- Батюшка, многие некрещеные люди говорят: "А зачем я буду креститься? С христиан потом много спросится, а с меня, некрещеного, и спрос меньше".
- Это, конечно, неправда. Господь сказал, что Царствие Небесное силою берется. Поэтому напрасна мысль, что можно таким легким путем, - не крестившись, не молившись, не трудясь над искоренением своих страстей, - быть "автоматически" принятым в Царствие Божие. Есть такое юридическое правило: "Незнание законов не освобождает от ответственности". И если человек не знает духовных законов, это не значит, что ему будет легко в его посмертной судьбе. Если даже Господь к нам милостив, то не дремлют бесы, которые немилосердно расправятся с некрещеным человеком после его смерти. И если мы совершали духовные проступки, не зная духовных законов, это не значит, что со Страшного Суда нас выпустят оправданными. И напомню еще раз слова Христа: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
Фото: Евгений Цапенко
Статьи о Крещении
Купель спасения (в начало страницы)
От воды и Духа
Православное Таинство Крещения
Вопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|