Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Особенности катехизации взрослых на приходе
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 24.11.2024, 21:17 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Особенности катехизации взрослых на приходе

Автор: протоиерей Борис Балашов

Мы, православные христиане, являемся членами Православной Христовой Церкви, которая является апостольской не только по своему происхождению, но и по призванию.

Чтобы лучше понять задачи апостольского служения Церкви, которые поставлены Богом перед нами, надо и самим осмыслить то, зачем Сын Божий вочеловечился, и донести это до новоначальных.

Особенности катехизации взрослых на приходе

Нам нужно понять, в какой катехизации нуждаются новоначальные нашей Православной Церкви. Уделим немного внимания этому.

Все люди, живущие на земле, являются потомками Адама и Евы.

В безгрешном состоянии люди жили в прекрасном райском мире в союзе сыновней любви и полном доверии со своим Создателем. Из животного мира человек более всего выделялся тем, что Господь дал ему нечто особенное - дух, который направлял деятельность ума, психики и вообще всего человека. Этим духом люди общались с Богом, слышали Его наставления, открывали Творцу свои мысли. Вкушая плоды древа жизни, человек мог жить вечно. Однако произошла страшная трагедия. По лукавому совету искусителя люди предали Бога, разорвали с Ним свою живую связь и отвергли покаяние. Человек потерял райское безгрешное состояние и возможность, вкушая плоды древа жизни, жить вечно. Райский мир, казалось, утрачен навсегда. Грехом исказилась не только человеческая душа, но и тело. Оно стало подвержено болезням и смерти. Дух человека потерял свою живую связь с источником жизни - Богом - и оказался в рабстве у сил греха. Душа же попала во власть грешных и грязных мыслей и желаний, то есть страстей. Человеческая природа повредилась грехопадением Адама, и именно эту природу все люди наследуют от своих родителей.

После свершившегося грехопадения Бог обещает, что грех будет побежден Тем, Кого Библия называет Семенем Жены (то есть Человеком, Который родится от матери без участия отца). Сыну Божиему необходимо было принять человеческую природу в утробе Пречистой Девы и ценой Своих страданий, Крестной смерти и Воскресения восстановить ее, очистив от греховного повреждения, чтобы открыть всем людям путь к победе над грехом и смертью.

Через множество поколений человеческая жизнь, поврежденная в своей природе прародительским грехопадением, передается Тому, Кто исцелит эту искаженную природу в Себе Самом и станет Родоначальником нового человечества, обновленного благодатью Духа Святого, - Новым Адамом.

Человека, живущего в соответствии со своими душевными свойствами и природным разумом, но не имеющего благодатной духовной связи со Христом, апостол Павел называет душевным человеком.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

До рождения Богочеловека Иисуса Христа все люди были "душевными". Сын Приснодевы Марии через Крестные страдания, смерть, Воскресение и Вознесение стал Главою обновленного человечества - Божиего народа, то есть членов Православной Церкви. Характерная черта обновленного человечества - духовность, то, что усыновленные в Крещении дети Божии имеют в себе Духа Святого.

Духовный человек, по мысли Священного Писания, - тот, кто по своей согретой любовью вере пережил таинственное благодатное обновление своей жизни и, как член Церкви, имеет действенную духовную связь с Иисусом Христом в молитве, осмысленном чтении или слышании Священного Писания и исполнении евангельских заповедей. Через живую веру, Крещение, Покаяние и Причащение Спаситель приобщает к Своей обновленной Человеческой природе уверовавших в Него людей.

Господь принес спасение и новую жизнь всем людям, а получают ее те, кто захочет сродниться с пришедшим на землю и ставшим Человеком Божиим Сыном и ответить на Его любовь своей любовью.

Цель пришествия Спасителя в мир - восстановить людей в их безгрешном состоянии и возвести на новую ступень бытия - духовного человека, чада Божия и наследника Царства Небесного. Именно это возвещает и несет в мир Христово Евангелие.

Слово евангелион на классическом древнегреческом языке и вообще у греческих языческих писателей означает награду за добрую весть в качестве благодарности. В дальнейшем оно стало выражать и само благовестие - радостную весть. Это слово, известное древнему миру, Господь наполняет новым содержанием, которое включает в себя оба смысла слова, переводя их в надмирный план бытия.

В Новом Завете слово Евангелие имеет два значения:

во-первых, Евангелие - это само спасение через Иисуса Христа;

во-вторых, Евангелие - это весть другим людям об этом спасении.

Апостол Павел пишет: не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 1, 16).

Если Евангелие указывает на дело спасения, то евангелистом может быть только тот, Кто его совершил. По словам святого евангелиста Матфея, ходил Иисус по всем городам и селениям,.. проповедуя Евангелие Царствия (Мф. 9, 35).

Святой евангелист Марк начинает свое повествование такими словами: Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1).

В точном смысле слова Евангелист - это именно Иисус Христос, и Евангелие принадлежит Ему. Может возникнуть вопрос: как оно могло сохраниться неповрежденным в своем содержании и чистоте, если, на первый взгляд, Сам Спаситель не написал ни строчки Своих наставлений? Однако так ли это?

Откроем Библию и обратимся к книге пророка Иеремии. На ее страницах мы читаем, что пророк Иеремия возвещает о даровании людям нового Божиего закона и заключении нового завета: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31, 31-33). Таким образом можно утверждать, что Иисус Христос писал Свое Евангелие в умах и сердцах Своих учеников и апостолов.

Однако Евангелие предназначено для людей всех времен и народов. Каким же образом оно может достичь их? Этим вопросом задается апостол Павел: Как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 14) Ответ содержится в словах Иисуса Христа, Который заповедал Своим ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15), - то есть всем людям. Таким образом мы видим, что Евангелие становится устным изложением Христова учения.

Евангелие - это учение о Богочеловеке Иисусе Христе и о спасении человечества, выраженное на языке людей, поэтому оно может и должно переводиться и звучать на разных языках, чтобы люди всех народов и культур могли написать Слово Божие в своих сердцах.

Обращаясь к галатам, апостол Павел говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое (Гал. 1, 11). К коринфским христианам он пишет так: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились (1 Кор. 15, 1).

Послания апостола Павла в определенной степени отражают его устную проповедь. Однако в них мы практически не находим никаких сведений о земной жизни Иисуса Христа и пересказа Его поучений. Но проповедь апостола Павла, как и других апостолов, и устная, и в посланиях, является возвещением спасения людей, совершенного Иисусом Христом. Поэтому Евангелием в широком смысле является все Священное Писание Нового Завета. В узком смысле Евангелием мы называем Четвероевангелие, т.е. четыре Евангельских повествования от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Само Евангелие едино, хотя о евангельских событиях повествуют разные авторы-евангелисты. Священномученик Ириней Лионский пишет: "Так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей". (Св. Ириней Лионский. Третья книга против ересей. Гл. 11. Творения. "Паломник". "Благовест". М., 1996. С. 249.) По выражению свт. Германа Константинопольского, "Бог, явившись, даровал нам Евангелие четверовидно, но вместе проникнутое единым духом".

Таким образом и четверичность Евангелия, по святоотеческим воззрениям, служит знаком исторической достоверности наших евангельских повествований.

Канонические Евангелия имеют ту же цель, какую ставил Господь наш Иисус Христос Своей деятельностью: чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Святой апостол Иоанн Богослов пишет: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 30-31).

Наименование Евангелий в славяно-русской традиции: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна - это не вполне корректный перевод с греческого языка. Правильнее перевести: по Матфею, по Марку, и т.д. - то есть Евангелие Господа нашего Иисуса Христа в изложении Матфея или Марка.

Значение Евангелия в жизни Церкви и каждого отдельного христианина указывается местом, которое занимает Евангелие в православном храме. Самая главная часть храма - это алтарь, а самая главная часть алтаря - престол. И именно на святом престоле лежит Евангелие.

В соответствии с этим задача катехизации взрослых людей, подходящих к участию в таинственно-благодатной жизни Церкви, состоит в том, чтобы у них родилась живая вера в Иисуса Христа и Его Евангелие, чтобы они, веруя, имели жизнь во имя Христово.

Что же должен делать человек, желающий спасения? Обратимся к словам Господа: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15-16).

Для обретения спасения от власти греха и смерти, человеку недостаточно своих собственных трудов, необходима и благодатная Божия помощь, которая подается в церковных Таинствах, в частности Крещении. Но для получения благодати, которая подается в Таинствах, нужна вера.

Итак, для получения благодатной Божией силы и спасения необходимо:

1. Вера (кто будет веровать).

2. Таинство (креститься).

Обратимся к словам Господа, которые передает евангелист Матфей: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19-20).

Исходя из этих слов Богочеловека, для обретения спасения и живой веры с Иисусом Христом, необходимо:

1. Научить людей истинной вере (научите все народы).

2. Нужна благодать Божия, которая подается в Таинствах (крестя их).

3. После принятия Таинства Крещения нужно учить людей христианской жизни, то есть необходимо духовное пастырское окормление (уча их соблюдать все, что Я заповедал вам).

4. Когда человек сознательно уверовал, освятил себя Крещением и иными Таинствами, с помощью Божией учится христианской жизни, ведя духовную борьбу с грехом, тогда становится возможным для христианина соединение с Богом навечно (Я с вами во все дни до скончания века).

После Сошествия Святого Духа апостол Петр обратился с проповедью к своим единоплеменникам, в которой сказал: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 36-38).

Из слов апостола Петра видно, что для вхождения в Царство Мессии-Христа необходимы:

1. Вера во Христа как в Бога и Спасителя (Твердо знай… что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса).

2. Покаяние, в первую очередь, в неправильном отношении к Иисусу Христу (покайтесь).

3. Благодать Таинств Крещения и Миропомазания (да крестится каждый из вас… и получите дар Святого Духа).

Все дары от Бога человек может получать исключительно по своей вере, как об этом сказал Иисус Христос: По вере вашей, да будет вам (Мф. 9, 29).

Христианская вера включает в себя:

1. Веру Самому Иисусу Христу, Его словам и учению.

2. Веру как живую связь взаимной любви между Богом и человеком.

Человеку для обретения спасения нужно принимать в сердце благодать Божию, которая подается через Святые Таинства. Для участия взрослого человека в Таинствах необходимы:

1. Вера во Христа и Его Евангелие. Поэтому Символ веры читается и поется при совершении как Крещения, так и Евхаристии (Таинстве Причащения).

2. Личное покаяние и изменение образа мыслей, чувств и самой жизни.

Таким образом задача катехизации взрослых состоит в том, чтобы приходские общины продолжали апостольское служение и запечатлевали в сердцах людей образ Христа и Его Евангелие, т.е. вели духовное просвещение. Православная катехизация должна носить христоцентрический характер.

Помимо собственно изучения евангельских истин, можно идти разными путями, но, разумеется, сначала у просвещаемых должна родиться вера Христу и Его спасительному учению. Если же этого не происходит, то все дальнейшее изучение вероучения, церковной истории, литургики и т.д. лишается всякого смысла. Поэтому на первом этапе разговора с людьми должна присутствовать форма диалога, в котором выясняются их вопросы, недоумения и сомнения и находятся вместе с ними самими ответы.

Если человека интересует Сам Господь и он стремится укрепить с Ним свои собственные личные отношения, то первейшая задача - это помочь человеку научиться доверять Богу и прийти к переоценке своей жизни и покаянию.

Просветительская деятельность может вестись разными путями. После того, как Христос становится понятным, можно далее объяснять истины Евангельского учения через изучение Основ православного вероучения, истории Церкви, жизнеописаний святых, а также постижение смысла богослужения и Таинств.

История Церкви показывает, как Иисус Христос после Пятидесятницы действует на земле через Своих учеников, преображая и освящая их. Конечно, изучение истории Церкви должно быть посвящено именно этому, а не носить сухой и отвлеченный характер.

Аналогичную цель имеет и знакомство с житиями святых.

Изучение основ православного вероучения также должно быть привязано к пониманию Бога и совершенного им дела спасения людей.

Катехизация взрослых может иметь разные цели. Возможна краткая катехизация, ставшая целью введения человека в духовную жизнь Церкви.

В этом случае, по моему мнению, нужно сосредоточиться на личности Иисуса Христа и событиях, связанных с Его жизнью, а кроме того, на объяснении важнейших молитв, Символа веры и тех Таинств, к которым человек готовится.

Мы используем в качестве первой книги для новоначальных Евангелие от Луки, а если оно очень трудно воспринимается данным человеком, то детское учебное пособие "Великие праздники".

Если стоит проблема с пониманием смертных грехов, работаем с книгой "Десять заповедей".

Для осмысления вечерних и утренних молитв хотя бы в кратком варианте хорошо помогают "Молитвы вечерние и утренние с пояснением" клинского издательства "Христианская жизнь".

Для уяснения смысла Таинств Крещения и Брака мы предлагаем книги протоиерея Игоря Гагарина "Рождение для бессмертия" и "Он + она = одно целое" или книгу"Таинственная жизнь Церкви", в которой говорится о смысле молитв и церковных Таинств.

Катехизация как более глубокое воцерковление должна носить более длительный и систематический характер.

Мы пользовались разными формами катехизации.

1. Катехизация через изучение Символа веры. Форма занятий по типу семинара. У всех в руках Новый Завет, из которых зачитываются необходимые по плану цитаты самими учащимися и совместно обсуждаются.

Священник готовит план занятия, подбирает цитаты. Сам при этом только руководит чтением и обсуждением, приводя при необходимости выдержки из творений святых отцов, указанных в Катехизисе митрополита Филарета. При этом не ставится целью изучение Катехизиса в полном объеме.

2. Изучение Евангелия по хронологическому плану. Первоначально изучаются первые три главы книги Бытия: творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, - грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: одно - у католиков и протестантов, и совсем другое - у православных. В соответствии с этим получается и разное понимание как Евангелия, так и спасения. Такой курс у нас рассчитан на два года.

Этот опыт преподавания был отражен в моей книге "Христос и мы".

При наличии квалифицированного преподавателя очень хорошо прочитать и проанализировать книгу Деяний и Послания апостолов. У нас этот курс также рассчитан на два года.

3. Возможно изучение основ Христианского вероучения по великим праздникам с уяснением их исторической и логической связи.

Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И самое главное - репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон.

В центре внимания здесь - праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и различных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие усвоить и проанализировать изучаемое.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания.

Для этой методики преподавания существуют два пособия: книга "Великие праздники" и набор репродукций "Иконы. Пособие по изучению "Основ Православной культуры" и Закона Божия".

4. И наконец, хочу упомянуть еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с группой учащихся, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Системы обучения вере могут быть различны, но суть одна. Апостол Павел об этом сказал так: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19).

Фото из сборника "Клин Православный"



Взрослая воскресная школаНесколько методик преподавания для взрослых воскресных школ
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.



Духовно-нравственное воспитание детей и взрослых в православных воскресных школахДуховно-нравственное воспитание детей и взрослых в православных воскресных школах
Авторы: Протоиерей Борис Балашов, диакон Иоанн Иванов
Русская Православная Церковь одной из своих важнейших просветительских задач считает организацию и работу воскресных школ при приходах и монастырях. Зачем это нужно, ведь это связано с громадными затратами человеческих сил и немалым расходом материальных средств?



Протоиерей Борис БалашовБогослужебные тексты как источник вероучения. Путь согрешившего человека к древу Жизни
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Доклад на секции "Церковно-приходская воскресная школа" Рождественских Чтений 2010 г.
Существующая школьная богословская наука основана на западной системе изучения богословия. Но есть и иная, которая искони существовала в Православной Церкви, в том числе и у нас на Руси. До Петровской эпохи эта система изучения богословия была господствующей, а среди простого народа и монашества сохранялась вплоть до революции. К большому сожалению, эта система в наше время оказалось почти полностью забытой, и лишь в незначительной степени она сохраняется в богословских школах.
Мой личный опыт показывает, что можно заниматься изучением богословия, то есть основ православного вероучения, по богослужебным текстам, не повторяясь ни разу в течение нескольких лет. Это в равной степени относится как к детским старшим и средним, так и взрослым группам воскресной школы.



Учебные пособия для воскресных школ и катехизации взрослыхУчебные пособия для воскресных школ и катехизации взрослых
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Обучение детей и взрослых путем простого изложения информации уже не может приносить достойных плодов. Нужны учебные пособия, рассчитанные не на запоминание, а на понимание. Дети и молодежь практически не воспринимают знания, которые им не интересны и которые они сами не считают полезными. Поэтому необходимо все объяснять, выделять главное, показывать, как и зачем это нужно человеку. Учить людей вере, основываясь только на своем личном авторитете, бесполезно и бесперспективно.
Евангелие нужно объяснять, а не просто рассказывать о Евангельских событиях. Необходимо добиваться, чтобы Иисус Христос и Его учение были понятны, чтобы вера людей основывалась на знании истины, потому что Сам Иисус Христос есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6).
Испытывается страшная нужда в современных пособиях, и мы предпринимаем попытки создания некоторых изданий, которые могут использоваться в качестве учебных пособий для обучения вере детей и взрослых.



Протоиерей Борис БалашовОсобенности системы работы в воскресной школе для взрослых
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Духовные искания, нравственные проблемы и пути их разрешения
Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли лекционные курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не могли решать те духовные проблемы, которые возникали в их жизни, не понимали суть христианской веры, смысл Христова учения и Евангелия. В чем причина?



Церковно-приходская школаКак воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школ
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не понимали самого важного - Христова учения, Евангелия, поскольку в этих воскресных школах о Евангелии говорили мало и неглубоко.
Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (27.01.2014) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2782
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz