Автор: Протоиерей Борис Балашов
Одной из важнейших задач Русской Православной Церкви является духовное просвещение своей паствы, и особенное внимание при этом следует уделять подрастающему поколению. Поэтому на приходском уровне совершенно необходимо учить детей Основам православной веры.
Особый подход в обучении православному вероучению необходим при просветительской работе с дошкольниками. Мы расскажем об опыте преподавания дошкольникам в детской воскресной школе через ознакомление детей с исполненными в манере темперной живописи репродукциями икон великих праздников, особенно двунадесятых и Пасхи.
Опыт показывает, что такая система работы помогает дошкольникам пяти-шести лет получить понятие о Священной истории, христианских праздниках и значении этих священных событий для нашей жизни. Таким образом становится понятным спасение всего человеческого рода, совершенное Богочеловеком Иисусом Христом, а значит, детям становятся более понятным как Сам Иисус Христос, так и Его жертвенная любовь к людям.
Традиционные русские и греческие иконы достаточно легко понимаются детьми, ведь их еще не приучили в школе к художественному мышлению в рамках реализма. Сами дети рисуют отнюдь не в реалистической манере. Многие из них в рисунках стремятся передать свои мысли о чем-то, впечатления. Детские рисунки дошкольников, как и иконы, создаются с использованием обратной перспективы, и для детей это естественно.
Реалистическая живопись, как и фотография, стремится запечатлеть какой-то исторический момент, эпизод какого-либо значимого события, жанровую сцену, портрет человека в определенной обстановке.
Традиционная православная иконопись не ставит целью передать в своих произведениях какой-либо эпизод из Священной истории. Ее задачи иные. Во-первых, икона стремится передать смысл священного события, основанного на Евангельском повествовании или Священном Предании. Во-вторых, православная иконопись является голосом самого Священного Предания. В-третьих, икона не только осмысляет священное событие, но и стремится сделать молящегося духовным участником этого священного события, в определенной степени приобщить к нему. Этой цели и служит обратная перспектива в иконе. Точка, в которой сходится обратная перспектива, находится в молящемся перед иконой человеке.
По словам священника Павла Флоренского, икона - это окно в мир вечности, и открывается оно во время молитвы.
На реалистической картине невозможно изобразить одного и того же человека два или несколько раз. Для иконы, раскрывающей смысл события с разных сторон, вполне закономерно изобразить одного и того же человека несколько раз в разных обстоятельствах.
Маленькие дети очень трудно понимают отвлеченные истины, но им хорошо понятен рассказ через осмысление зрительных образов. Не случайно для малышей хорошие книги всегда выпускаются с иллюстрациями.
Одна из задач икон - быть книгой для неграмотных. Эта же мысль вполне применима и по отношению к маленьким детям.
У нас есть опыт работы со старшими дошкольниками, поэтому я буду говорить, исходя из него.
Рассматривая с детьми репродукцию иконы, преподаватель должен вместе с детьми понять, кто изображен на иконе и что там происходит. Для самых маленьких достаточно усвоения и этого. С детьми же старшего дошкольного возраста нужно вместе продумать, какое значение для нас имеет это событие.
Иконы должны рассматриваться и изучаться в их логической последовательности, что не всегда соответствует месту празднуемого события в церковном календаре.
Наше издательство "Христианская жизнь" выпустило два учебных пособия, в которых использована подобная система изучения "Основ православной веры".
Первое - это пособие для детей и взрослых по изучению христианской веры "Великие праздники". Автор - протоиерей Борис Балашов. Оно рассчитано на детей 3-4-х классов с условием объяснения учебного материала педагогом. Эта книга напрямую не может быть применена для работы с дошкольниками, но станет хорошим пособием для самого преподавателя "Основ православной веры". В ней педагог найдет для себя простое и систематическое изложение в логической хронологической последовательности тех священных событий, которые легли в основу важнейших христианских праздников.
В этой книге объясняется смысл как самих праздников, так и традиционных православных праздничных икон. Привлекаются для объяснения смысла праздников и некоторые богослужебные праздничные тексты, которые часто даются в русском переводе.
Второе пособие - это папка с репродукциями традиционно написанных темперной живописью православных русских и греческих древних икон. Оно называется "Иконы. Пособие по изучению "Основ православной культуры" и Закона Божия".
В этом пособии содержатся 24 репродукции икон важнейших православных праздников, на оборотной стороне которых имеются краткие пояснения смысла иконописных сюжетов с тропарями и кондаками праздников. Все приведенные тексты рассчитаны на взрослых читателей и преподавателей. Они являются серьезным подспорьем педагогу для подготовки к занятиям.
Церковные праздники раскрывают поэтапно историю спасения человечества и каждого человека в частности.
Для удобства проведения занятий эти репродукции целесообразно заламинировать. Тогда их можно прикрепить к доске магнитом, держать самому педагогу и дать в руки детям рассмотреть иконы.
Рассмотрим пример.
Первым великим праздником богослужебного церковного года, который начинается с 1 сентября по старому стилю, т.е. с 14 сентября по новому стилю, является Рождество Пресвятой Богородицы. Сведения об этом событии, как и логически следующим праздничном событии мы черпаем из Священного Предания.
Вместе с детьми тщательно рассматриваем икону. Обращаем внимание и на то, что Анна - мать Пресвятой Богородицы, - как и Младенец Мария - Матерь Божия, - изображены на одной иконе дважды. Во-первых, святая Анна изображена полулежа, что изображает ее большую усталость после рождения Дочери. Во-вторых, изображена и вся семья: праведные Иоаким с Анной, ласкающей своего долгожданного Ребенка. На этой иконе также обычно изображается и купание новорожденной Дочери.
Детям следует объяснить, что маленьких детишек всегда купают, и после рождения малышей сразу омывают, чтобы чистенькими завернуть в пеленки. Надо обратить внимание на такую деталь: новорожденная Дева Мария изображается на иконе оба раза с покрытой головой. На языке иконописи это означает, что этот ребенок - девочка. А вот на иконе Рождества Христова Младенец Иисус Христос будет также изображен дважды, и в обоих случаях с открытой головой. На языке иконописи это символическое изображение говорит о том, что младенец - мальчик.
С какой целью на иконах Рождества Богородицы и Рождества Христова изображается такая, кажется, маловажная деталь, как купание ребенка после рождения? Эти изображения подчеркивают полноценность человеческой природы Иисуса Христа и Его Матери. Они нуждаются в том же, в чем и все родившиеся дети, - их, отделившихся от своих матерей, нужно в первую очередь вымыть.
Рождество Пресвятой Богородицы - первое событие, которое готовит приход в мир Самого Бога. У благочестивых родителей родилась такая Дочь, Которую за Ее достоинство и святость Бог избирает стать земной Матерью Божиего Сына.
По смыслу подготовки Пресвятой Богородицы к Ее величайшему служению следующим идет праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Рассматриваем соответствующую икону: кто там изображен и что происходит? Мы видим родителей Богородицы (следует вспомнить их имена). Сама Дева Мария изображена ребенком. Ей пошел четвертый год.
Родители решили исполнить свой обет и посвятить Дитя Богу. Иоаким и Анна торжественно отводят Ее в храм, где Она останется жить до достижения взрослого возраста. В Иерусалимском храме для мальчиков и девочек были устроены своеобразные приюты, где дети жили до своего взросления и учились всему, что потребуется в жизни: грамоте, Священному Писанию, молитве, труду и многому другому. Десять лет там предстояло прожить Деве Марии.
Но к кому может с радостью пойти жить маленький ребенок? К бабушке, тете или иному близкому человеку, но только к тому, кто любит ребенка и кого любит сам малыш. И вот трехлетняя Девочка с радостью уходит от любимых родителей жить в храм. Это говорит о том, что Иоаким и Анна научили свою Дочь глубоко любить Бога и общаться с ним в молитве.
Именно в храме человек может входить с Богом в тесные отношения любви и дружбы и, соответственно, приобретать духовный опыт. Сама обстановка храма содействует духовному возрастанию человека.
Следует обратить внимание на то, что два великих двунадесятых праздника посвящены Пресвятой Богородице в Ее детском возрасте. И Она Сама, и Ее Сын Иисус Христос - Бог, принявший нашу человеческую природу, - прошли детский возраст. Эти праздники показывают, какое важное значение перед Богом и для всей человеческой жизни имеет детство.
Отмечу еще одну деталь иконы Воскресения Христова, на которую нужно обратить внимание детей. После крестной смерти человеческая душа Иисуса Христа, соединенная с Его Божеством, сходит в ад - туда, где во мраке и скорби находились души всех умерших людей. Спаситель разрушает всю крепость ада, несет туда свет Вечной Жизни, возвещает умершим душам Евангельское учение. Те, кто откликнулись на Его призыв и поверили Ему, духовно восстают из состояния уныния и отчаяния и вместе со Христом входят в радостный райский мир. Но Господь никому не навязывает ни Себя, ни Свое спасительное учение. Человек вправе свободно выбрать иной путь. И на иконе следует показать людей, которые прячутся от Божественного света. Они добровольно избирают тьму и уходят в адские глубины. Поэтому теперь мрачный ад - это убежище для тех, кто не захотел быть с Богом в Небесном Царстве.
Как это понять? Покаяние в грехах делает душу светлой и легкой. Если летом поймать ночную бабочку и выпустить днем при ярком солнце, ей будет очень плохо: она не приспособлена к свету, он ее палит. А другие, обычные бабочки радостно порхают в солнечных лучах, им хорошо. Подобное происходит и с человеком: не приняла душа Божиего света, не захотела каяться и бороться с грехами - и тогда мы окажемся неспособными жить в райском мире.
На этих примерах я показал, как можно работать с детьми-дошкольниками. Необходимо добиваться того, чтобы дети могли сами расставлять иконы в логической последовательности. Это помогает понимать общий смысл Евангельской истории и самого дела спасения человеческого рода, совершенного Иисусом Христом. Сама личность Господа становится детям близкой и, в меру их возможностей, понятной. Поэтому у детей могут глубже строиться личные отношения с Богом.
Подобная система работы может быть использована для преподавания детям разного возрастного уровня и даже взрослым. Преподавание дошкольникам по иконным образам помогает им вырабатывать смысловое понимание важнейших христианских истин.
Фото: Ольга Тишкова
Вышла новая книга протоиерея Бориса Балашова "О нашей вере. Вопросы и ответы"
Духовно-нравственное воспитание детей и взрослых в православных воскресных школах Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|