Автор: Екатерина Шеко
Сегодня хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю "личного письма" на примере мозаичных ликов. В первых веках христианской эры художники отлично умели изображать как внешние формы человеческого лица, так и психологические состояния. Умело использовали такие художественные средства как светотеневое моделирование формы, а также различные декоративные приемы некоторой условной схематизации лица для упрощения работы с модулями камня. И так хорошо и талантливо разработали эти приемы, нисколько не искажающие форму, - что создали практически азбуку: бери и используй уже готовые схемы раскладки личного - и можно творить дальше на этой замечательной основе:
Или более импрессионистично:
Или же более схематично:
Совершенно очевидно, что мозаичные композиции создавались теми же мастерами, в той же стилистике, соответствующей историческому периоду, что и живопись на стене или доске (иконы). И мера объёмности или декоративной стилизации мозаики соответствовала этим же вещам в иконописи и монументальной росписи. Причем повторение мотивов отнюдь не считалось грехом. Каждый мастер выбирал лучшее из известного (можно даже сказать, "модное" для своего времени) и старался сделать "еще лучше". На этом позже была основана идеология эпохи ренессанса как возрождения приемов и достижений античности.
Еще позже - классицизм, это было время увлечения раскопками, поисками и коллекционированием "антиков", а художники буквально повторяли найденные античные росписи (и надо отдать им должное, делали это превосходно!)
А вот что меня удивляет в наше смутное время, так это то, что обладание обширным и первоклассным фотоматериалом, возможность видеть все знаменитые памятники своими глазами (чего мы в советскую эпоху были совершенно лишены) не приводит (пока, быть может) к созданию произведений хотя бы среднего уровня (причем сами же "мастера" сетуют на деградацию).
Ну почему не посмотреть на хорошие аналоги, почему не проработать нормальный эскиз? Просто делается все кое-как, приблизительно. И фильм снимают, как рождается "шедевр", - линии не отрисованы, чистая схема, и та корявая... Особенная беда с новой иконографией - вместо бороды получаются червяки, вместо лика - пустая маска (с претензией на "взгляд из вечности")...
В связи с этим печальным наблюдением встает вопрос о методиках обучения. Но об этом я уже немного писала ранее здесь и здесь.
Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com
Фото: Екатерина Шеко
Про "хорошие" и "плохие" глазки Автор: Екатерина Шеко Сегодня мы поговорим о том, как различить "хорошие" и "плохие" глазки иконных ликов. На мой взгляд, это не так просто, как может показаться.
Лик святых жен Автор: Екатерина Шеко Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|