Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Про "хорошие" и "плохие" глазки
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 24.11.2024, 23:30 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Про "хорошие" и "плохие" глазки

Автор: Екатерина Шеко

Сегодня мы поговорим о том, как различить "хорошие" и "плохие" глазки иконных ликов. На мой взгляд, это не так просто, как может показаться.

Плохо рисуют не только некоторые "иконописцы" в наши дни. Плохо рисовали очень многие и в XIX в., и в XVIII, и раньше, и даже во времена самого расцвета иконописи. Просто время отфильтровало этот балласт: хранили и берегли лучшее, а убогие неумелые иконы пошли "в утиль".

Больше всего отрицательных примеров сохранилось от недавнего времени. Недаром искусствоведы столь презрительно относятся к иконам XIX в., хотя и среди них иногда попадаются подлинные шедевры. Но в среднем иконные лики XIX в. мастерских среднего ряда выглядят примерно так:

А лики начала ХХ в. - где-то так:

Характерно, что глаза Богоматери Владимирской очень часто имеют форму "рыбки", что очень отдаленно напоминает или восходит к знаменитой чудотворной иконе:

Царские жалованные изографы класса Симона Ушакова пробовали смягчить и "очеловечить" такую форму глаз, сделать их более округлыми, но все же острые углы как характерный признак сохранили.

Ну а иконописцы средней руки в том же конце XVII в. срисовывали уже с мастеров Ушаковсого уровня, но своими доступными средствами:

А дальше - еще хуже... Хотя что значит "хуже"? Вот эта икона - внизу - в очень дорогом окладе XVIII века, значит, она считалась ценной в это время, и с формальной точки зрения (уровня техники) она "сделана". То, что она ужасна по графике, - это сейчас очевидно нам, эстетствующим представителям художественного мира XX-XXI вв., а "народу", видимо, нравилось.

А "эстетствующим личностям" в XIX в. нравилось вот такое гламурное письмо, глазки с блеском и ресницами, с перламутровым переливом нежных серебристо-розовых оттенков. Ну действительно, как сладко, - разве скажешь, что это "плохие глазки"?

А вот версия этого "гламура XIX в." в виде деревенской иконы-"краснушки":

И еще один, южный, вариант "живоподобия" - круглые глаза со слезником и огромными зрачками с "живым блеском":

Надо сказать, что термин "живоподобие" в наше время совершенно потерял свой изначальный смысл. Тот рисунок глаз и других деталей лица, что считался подобным живой натуре в XVII-XVIII вв., сегодня смотрится в какой-то мере даже глуповато и смешно. На самом деле, в жизни можно найти глаза (вернее, реального живого человека) с таким же рисунком линий контуров глаз, как на лучших иконах древних мастеров.

Обратите внимание: раскрытие век не симметрично, как в случае с глазами "рыбкой", а сдвинуто по диагонали. Максимум раскрытия верхнего века ближе к переносице, и не прямо над зрачком. А максимум раскрытия нижнего века - ближе к наружному углу глаза. Зрачок небольшой и почти касается линии верхнего века. Темные только линия верхнего века, зрачок и контур радужки. Слезник не выглядит таким круглым и выпуклым шариком, как на иконах XVIII в., он бликует, и поэтому практически не виден.

Именно так писали глаза лучшие византийские иконописцы. Они хорошо разбирались в анатомии.

Найденная "формула" линий еще довольно долгое время использовалась византийскими (и поствизантийскими) и древнерусскими иконописцами.

Но вкусы, как известно, меняются, и постепенно любовь к симметрии вытеснила живую свободу рисунка. Контур стал исполняться формально, живописность и свобода уступили место сухим "правилам":





Однако настоящий художник умудрялся и в рамках "правил Канона" вдохнуть в рисунок "дыхание жизни". Надо сказать, что порой, хотя и нечасто, это бывает даже в иконах нашего времени...


Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Использована информация из renardetraisin.livejournal.com

Фото: Екатерина Шеко

Современная икона : Проблемы методик обученияСовременная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Автор: Екатерина Шеко
Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Эта методика обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.
В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу… Получается очевидное противоречие, в результате которого некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять построения и композиции древних образцов в сторону академической «правильности».



Современная икона. Проблемы методик обученияСовременная икона. Проблемы методик обучения. Часть 2
Автор: Екатерина Шеко
Плинием описано состязание двух древнегреческих художников Паррасия и Зевксида: «Зевксид принес картину, на которой виноград был нарисован так удачно, что подлетали птицы. Паррасий же принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевксид, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано, и чтобы была показана сама картина. Затем, поняв свою ошибку, и под влиянием благородного стыда уступил пальму первенства Паррасию, т.к. сам он обманул птиц, а Паррасий – его самого, художника».




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (21.11.2013) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 5062
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz