Итак, что может обрести человек, занимаясь хатха-йогой с целью улучшения здоровья?
Любое направление йоги, по сути, является видом мистической практики, ставящей перед собою цель достижения неких высших мистических озарений. Как уже говорилось, не существует нерелигиозных видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги и готовит тело, как бы настраивает его, на последующие мистические переживания. Нам могут возразить, что можно использовать хатха-йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основан на мистических откровениях йогов. О существовании взаимосвязи между физическим выполнением асан и духовной составляющей этой практики недвусмысленно говорят сами йоги: "При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же Вселенский Дух - Дух Божий. Во время практики он смотрит внутрь себя и ощущает присутствие Бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам Господа"64, к участию ума и воли в выполнении асан призывает своих последователей хатха-йога: "вы должны постараться с интересом заниматься вашей гимнастикой (хатха-йогой. - В.П.) и заставить ваш ум принимать в ней участие"65, "йог с интересом следит за своими упражнениями и усилием воли посылает увеличенный поток праны в ту часть тела, которая находится в движении"66. Нельзя заниматься практикой и при этом полностью игнорировать теорию, лежащую в ее основе. Йог Рамачарака, давая один совет своим последователям, сказал: "Теперь еще один совет, который может показаться бессмысленным для того, кто не понимает его философской подкладки (выделено нами. - В.П.)"67. Невозможно заниматься хатха-йогой, полностью при этом игнорируя "философскую подкладку".
Практикующий хатха-йогу обязательно должен иметь учителя; известный учитель хатха-йоги Айенгар пишет: "Во всех древних комментариях к йоге подчеркивается, что заниматься необходимо под руководством гуру (учителя)"68. При этом имеется в виду учитель, посвятивший этому всю свою жизнь и сам имеющий такого же учителя. В нашей стране есть большое число учителей хатха-йоги, закончивших какие-либо, относительно непродолжительные, курсы хатха-йоги и ставших "учителями" хатха-йоги. Автору вспоминается общение с одним индусом, который приехал в нашу страну для преподавания аюрведы69, этот человек занимался аюрведой с детства, ею же занимались его отец, его деды и прадеды. Но ему не разрешили преподавать аюрведу, мотивировав свой отказ тем, что… он не изучал ее на курсах в некоем российском институте в течение положенных в России трех месяцев! Помню, как я был поражен, увидев объявление о подготовке "специалистов" в области тибетской медицины за… десять дней! Сами тибетцы зачем-то тратят на изучение тибетской медицины целых пятнадцать лет. Но интереснее всего то, что у подобных скороспелых учителей находится немало учеников и даже пациентов.
Теперь несколько слов об источнике мистических озарений йогов. Каков он? Каковы те цели действий этого источника? Дадим оценку с точки зрения христианства. Вспомним, что цель йога - стать "Богом Богов"70, добавим - богом без Бога: ведь йог "…может не верить … в Бога"71. Эта ситуация знакома любому христианину, так как напоминает историю, описанную в Священном Писании (см. Быт. 3:5). Только вот цена такой "йоги" была печальна: грехопадение, отпадение от Бога, богоотступничество. Но даже если человек отвергает авторитет Священного Писания, можно задуматься: разве такие понятия, как энергетические каналы-нади, прана - это научные понятия? Нет. И это признают сами йоги. Например, йог Рамачарака в своей книге "Хатха-йога" пишет: "Вопрос о пране проникает всю философию хатха-йоги.
Оккультисты всех времен и народов (выделено нами. - В.П.) всегда учили, обыкновенно тайно, обращаясь лишь к немногим своим последователям, что в воздухе, в воде, в пище, в солнечном свете и во всем другом находится субстанция или принцип, порождающий всякую деятельность, энергию, силу и жизненность…72"73. Как видим, Рамачарака не скрывает оккультных корней хатха-йоги. Классическая хатха-йога не ставит перед своими последователями цели - здоровье ради здоровья самого по себе: "Йоги же развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека и что они должны совершенствовать орудие исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души (выделено нами. - В.П.)"74. Сам принцип действия асан и пранаямы, их предназначение - это подготовка к мистическим переживаниям. Человек, занимающийся хатха-йогой, сам того не ведая, может столкнуться с весьма определенным оккультным дополнением, которое он, может быть, и не ожидал получить. Корни хатха-йоги мистичны, без индуистского мистицизма ее бы просто не существовало. Мистицизм же йоги, по утверждениям самих йогов, как выше мы уже указывали, может привести к психическим расстройствам, вызвать галлюцинации и даже повредить мозг. По мнению автора, такие результаты вряд ли можно назвать способствующими оздоровлению последователя хатха-йоги.
Можно ли христианину заниматься хатха-йогой? На этот вопрос ответ очевиден. Нет! Любые формы оккультных практик несовместимы с христианством75. Людям, стремящимся к здоровью, можно порекомендовать другие методы его достижения, например, спорт. По крайней мере, при занятиях спортом вероятность того, что к вам нежданно явится "Шива" или еще какой индуистский "божок", будет намного меньше, чем при занятиях хатха-йогой.
©Питанов В.Ю.
Фото: www.pravmir.ru
К началу статьи
Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? Часть 1
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 1
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 2
Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? Часть 3 Промысл Божий
Литература
64 Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.52
65 Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. С. 97
66 Там же. С.96
67 Там же. С.43.
68 Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 10
69 Аюрведа (наука долголетия) - медицинская школа, основанная на мистических откровениях. Согласно индуистскому преданию, аюрведа была воспринята людьми от бога врачевания Дханвантари.
70 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 387.
71 Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 75.
72 Действительно, такое учение присутствует во всех оккультных направлениях. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл. 3. Бог или "психическая энергия"?
73 Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. С.72.
74 Там же. С. 5.
75 См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. http://pravklin.ru/publ/12-1-0-757 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|