Автор: Виталий Питанов
Введение
В практике православной апологетики постоянно приходится сталкиваться с фактами извращения сектантами православного вероучения. Современные "гностики" - оккультисты, представители восточных и псевдохристианских сект, - активно заимствуя понятия христианского вероучения, дают им собственное толкование, выдавая свои идеи за "истинное учение Христа". Они обвиняют христиан в искажении учения Христа в корыстных целях, по-своему интерпретируют Священное Писание, фактически подменяя Священное Предание Церкви своим собственным, благодаря чему вводят людей в заблуждение.
Цель данной работы - познакомить читателя с некоторыми из обвинений, выдвигаемых против христиан, а также с теми искажениями православного вероучения, которые чаще всего используют сектанты в полемике с православными. Данная работа написана в апологетических целях и может быть интересна как православным христианам, занимающимся апологетикой, так и всем тем, кто признает за христианами право на выражение собственного мнения.
Виталий Питанов
В основу работы положено убеждение автора в том, что любой термин, как и любое учение, нужно определять, прежде всего, исходя из той мировоззренческой системы, которая является для него исходной. Автоматический перенос определений и учений из одной религиозной системы в другую некорректен и вводит читателя в заблуждение. Давая оценку какому-либо религиозному явлению, необходимо четко указывать мировоззренческую позицию автора. Например, если теософ скажет, что Православие ложно, потому что противоречит теософскому учению, это может стать поводом для дальнейшего диалога. Но если он скажет, что Православие ложно с "научной" точки зрения, то его утверждение будет ложно само, так как под наукой теософы понимают не академическую науку, а методы и практику эзотерической науки. Жонглирование терминами представляет собой способ обмана людей, он научно некорректен и демонстрирует неуважение к оппоненту.
"Церковный догматизм" и догматы Церкви
В устах многих наших современников понятие "догма", "догмат" и, соответственно, производные от них, звучат почти как ругательства. Например, в Философском словаре Фролова читаем: "Догматизм - это некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, который в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и слепо привержен однажды усвоенной доктрине"1. Подобное осмысление понятия "догматизм" бросает тень и на смысл самого термина "догмат", позаимствованного из церковной жизни. Можно ли согласиться с таким пониманием этого термина? Каков его исходный смысл, который мы полагаем истинно верным?
Термин "догмат" происходит от греческого глагола "думать", "полагать", "верить". Перфектная форма этого глагола "решено", "положено", "определено". Христианское мировоззрение основано на утверждении того, что Господь Иисус Христос явил через Себя всю полноту Истины: "…сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15:15). Если истина дана во всей своей полноте, то главной задачей становится не поиск новых "откровений", а сохранение от искажения уже имеющегося Откровения и его постижение: "…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6:20). Так что же такое догмат? Очень хорошо определил это понятие М.А. Новоселов: "Догматы суть санкционированные Церковью и указующие верующим путь спасения формулы (знаки, словесные выражения) тайн Царствия Божия, через деяние и опыт открывающихся христианину в благодатном ощущении и в конкретном созерцании"2. Мировоззрение человека определяет его образ жизни, нравственный уровень его жизни, "…религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует"3. Само же мировоззрение определяется тем, во что человек верует, какие истины принимает. Поэтому вопрос истинности догмата - это вопрос истинности веры. Если православное вероучение верно, оно догматично. Истинно только то, что описывает реальное положение вещей; догмат - это истинное описание той реальности, которую открыл нам в Своем Откровении Господь4. Задача христианского догмата не в том, чтобы ограничить христианина, а в том, чтобы указать путь, по которому он сможет прийти к Богу. Христианские догматы - не оковы, скорее, указательные знаки, показывающие, что за ними можно потерять истинную веру в Бога. "Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве (деятельность Бога в творении, Промысле и спасении мира), которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность"5.
Исторически сложилось так, что все догматы Церковь формулировала на Соборах в ответ на попытки исказить то вероучение, ту истину, которую открыл Ей Господь Иисус Христос. Поэтому обвинения в "некритичности" и "антиисторичности" несостоятельны, каждое слово в догматических формулировках - результат работы множества лучших умов Православной Церкви, на протяжении жизни Церкви критически оценивших смысл каждой из них.
Обвинение в "односторонности", как минимум, выглядит странно, например, науку тоже можно обвинить в односторонности, ведь она не использует методологию, скажем, искусства.
Слепого принятия доктрины в Православии нет, есть авторитет, но он есть везде, в любой религиозной системе. Разве буддисты не признают авторитет Будды, а теософы - авторитет "махатм" и Е.П. Блаватской? На наш взгляд, осмысление термина "догмат", подобное представленному в приведенной выше цитате, нельзя считать оправданным.
Богооткровенность Священного Писания
Источником православного вероучения является Божественное Откровение6. Священное Писание и Священное Предание - это формы передачи этого Откровения. Священное Писание является самой ценной частью Священного Предания и само, по сути, является письменной формой Священного Предания. Библия - это результат сотрудничества Бога и человека, таким образом, Библия - это богочеловеческая книга. Это не означает, что пророки, апостолы и евангелисты выступали в роли "секретарей" Господа Бога, записывая Его слова под диктовку, но это означает, что их ум был очищен Богом для понимания и выражения Его воли. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16). Канон Священного Писания был засвидетельствован на Иппонийском Соборе 393 года и утвержден на VI Вселенском Соборе 680 года7. Священное Писание содержит всю полноту Откровения. По своей сути Священное Писание, как и Священное Предание - это отражение духовного опыта богообщения Православной Церкви, это свидетельства апостолов и всех святых об этом опыте. Истинное понимание Библии, ее смысла, возможно только внутри Православной Церкви, так как только Дух Святой, пребывающий в Церкви, может просветить ум человеческий для понимания воли Божией. Священное Писание не довлеет над Церковью, но существует в Церкви, являясь Ее неотъемлемой частью. Как апостол Павел, не встретившись при земной жизни с Господом Нашим Иисусом Христом, благодаря благодати Святого Духа был просветлен, просвещен и стал одним из апостолов, так и поныне Тот же Дух продолжает в Церкви апостольскую традицию через епископов. Священное Предание - это продолжающиеся в истории деяния апостолов.
Подлинность текста Библии подтверждена многочисленными археологическими находками. Самая знаменитая из них - ессейская библиотека в Кумране, которая была обнаружена в 1949 году8. Это находка полностью подтвердила достоверность текстов Ветхого Завета. Некоторые из сохранившихся текстов датируются III веком до Р.Х. Книга пророка Исайи была найдена полностью сохранившейся, остальные - фрагментарно.
Существуют ли научные подтверждения истинности библейских свидетельств? Да, существуют. Обратим внимание на следующие факты. Археология доказала, что многие исторические данные, о которых говорится в Библии, а также города, люди, описываемые события действительно существовали. Например, города Содом и Гоморра9. Ученые нашли капище Астарты, в которое после смерти Саула положили его оружие: "…и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана" (1 Цар. 31:10). Существует и множество других подтверждений достоверности многих библейских свидетельств, эти подтверждения непредвзятый читатель может найти без труда10. Подтверждена археологическими находками историческая истинность и Нового Завета11. Хотя библейские авторы и не ставили перед собой задачу отразить историческую действительность, главная их цель состояла в сообщении воли Божией, такая историческая достоверность Библии не может не впечатлять.
Следующий критерий, который можно использовать для доказательства богооткровенности Писаний Ветхого и Нового Заветов, - пророчества. "Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели" (Ис. 41:21-23). В Библии есть 1817 пророчеств12, из которых 1239 находятся в Ветхом Завете и 578 в Новом Завете. Часть из них уже исполнилась, например, 191 пророчество об Иисусе Христе13. И это при том, что, согласно теории вероятности, случайное исполнение этих пророчеств абсолютно исключено14. Есть и множество других исполнившихся пророчеств15. Таким образом, как мы видим, библейские пророчества соответствуют тому критерию пророческой истинности и богооткровенности, который дан в Священном Писании: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его" (Втор. 18:22). Пророчества, произносимые по повелению Бога, всегда исполняются, в отличие от "пророчеств" современных оккультистов, при исследовании которых оказывается, что большая их часть оказывается ложью16.
© Питанов В.Ю.
Литература
1 Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. М., Республика. 2001. С.165.
2 Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. М., Лепта. 2003. С.31.
3 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ, 1991. С.19.
4 Если рассматривать вопрос о понятии "догмат" с более широких позиций, то можно сказать, что догматично любое утверждение, которое претендует на истинность. Например, теософы утверждают, что существует закон реинкарнации, таким образом, вера в его существование для них - аксиома, это тоже своего рода "догмат", т.е. утверждение, которое, с зрения теософов, описывает реальное положение вещей.
5 Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.18.
6 Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.33.
7 Архиепископ Пражский Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. Путеводитель по Библии. Изд. Св.Кирилла и Мефодия. М., 2001. С.8.
8 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.834.
9 Там же. С.215.
10 Там же. С.216.
11 Там же. С.629.
12 Там же. С.782.
13 Там же. С.783.
14 Алексеев Г. Истинность религии. М., 1997. С.10.
15 Гайслер Норманн Л.. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.782.
16 Там же. С.790.
О почитании Богоматери
О почитании святых
О почитании святых мощей
О почитании святых икон
Ложные аргументы противников христианства Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|