Автор: Виталий Питанов
Очень часто православным христианам приходится выслушивать обвинения в "язычестве" на основании существующего в Церкви почитания святых икон. Язычество, чаще всего, подразумевает политеизм, т.е. веру в многих богов, христиане верят в одного Бога, "ибо един Бог" (1Тим.2:5). Проблема сектантов в том, что они не стремятся разобраться в православном вероучении, а в основном занимаются сочинительством и приписыванием православным самых фантастических верований.
Виталий Питанов
Почитание икон часто вызывает недоумения. Для сектантов это обвинение уже успело стать классическим, что является хорошим показателем того, что большинство из них не вслушиваются в ответы, которые им даны. Итак, в Ветхом Завете есть заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх .20:4-5). В чем смысл этой заповеди? В том, что существует только Один Бог и нельзя обожествлять сотворенные предметы, как поступали язычники, считая их "богами". Поэтому проблема не в наличии изображения, а в отношении к нему. Изображения, созданные по повелению Бога, присутствовали и в ветхозаветной Церкви, например, в Ковчеге Завета: "…и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов" (Исх. 25:20), а также в Иерусалимском храме: "От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения (выделено нами. - В.П.), сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41:17-19), "И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки" (3 Цар. 7:36). Как видим, изображения, и даже изображение человеческого лица, не считалось богохульством. И наличие второй заповеди Десятисловия не мешало созданию в храме изображений, ибо Сам Господь его освящает: "И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар .9:1-3). И перед ковчегом, и в храме совершалось богослужение: "Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день" (1 Пар. 16:37).
Каждая икона есть образ, но у каждой из них есть первообраз. Православный христианин через икону чтит первообраз, так как "честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней"1. Воплощение Бога на Земле утверждает возможность Его изображения во плоти: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). А раз видел, значит, может описать. Иконопочитание выражает небесную реальность в материи2. Священное Предание рассказывает, что некогда в городе Эдессе жил царь Авгарь, который хотел иметь изображение Иисуса Христа. Он послал к Спасителю художника, чтобы тот написал Его портрет, но все попытки изобразить Спасителя не увенчались успехом. Тогда Господь Сам приложил иматий к Своему Лицу и на нем отобразился Его Лик. Это изображение Он отправил царю Авгарю3. Ни один христианин не считает икону Богом, как не считает, что его спасает икона. Икона помогает восходить умом к Богу, но не заменяет Его. Поэтому обвинение православных христиан в идолопоклонстве на основании почитания ими икон безосновательно.
©Питанов В.Ю.
О почитании икон
О почитании святых мощей
Литература:
1 Из Заключительного ороса VII Вселенского Собора / Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин. Фонд Христианская жизнь.2002. С.632.
2 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С.11.
3 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн.IV, гл. XVI Об иконах / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик, 2002. С.313. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|