Автор: Протоиерей Борис Балашов
Истории Православной Церкви уже два тысячелетия. За два тысячелетия во многом изменились формы церковной жизни и богослужения, но это именно та Церковь, которая была основана Богочеловеком Иисусом Христом в День Сошествия Святого Духа на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Точно так взрослый человек внешне сильно отличается от первоклассника. Но это тот же человек, что и в детстве, только он вырос и изменились формы его тела. Так и большая раскидистая яблоня не похожа на маленькое, только что посаженное дерево, но именно такой маленькой эта яблоня когда-то и была.
В истории Христовой Православной Церкви не раз находились люди, которые стремились упростить ее вероучение, сделать его якобы понятнее. Да и церковную жизнь сделать полегче, чтобы поменьше требовалось напрягаться. Некоторым казалось, что силы, затраченные на церковное искусство, израсходованы впустую. А, тем более, непонятно - зачем нужны монастыри? Шли бы эти монахи в армию или на производство - да жили бы как все! А им какая-то самоотверженная любовь да подвиг жизни ради любви к Богу требуется… А как бы хорошо лежа на диване, без всяких напряжений воли и самоограничений в Царство Небесное въехать! Бог ведь Милостивый и пришел на землю для того, чтобы полегче и поприятней сделать земную жизнь. А Церковь должна быть таким учреждением в государстве и обществе, которое будет требовать соблюдения норм нравственности и облегчать людям земное существование. Ну, как, например, цирк, театр, спортивные состязания... Так или примерно так думают некоторые люди, включая и политиков.
Но вот в чем вопрос - Церковь основана не на доводах человеческого разума, пусть и очень мудрого, а на Откровении Божием. Божий Разум несравненно превышает человеческий. А человек далеко не всегда может понять всю мудрость Своего Творца. Если ребенок не всегда понимает, почему нельзя переходить дорогу на красный свет, это не значит, что не надо обращать внимание на сигнал светофора. И если заповеди Божии трудно исполнять, это не значит, что они не нужны.
В Православной Церкви всегда были и будут люди, которые понимают, что Церковь является не столько человеческой организацией, сколько Богочеловеческим организмом, семьей Христовой. А основная задача Церкви - не улучшение земной жизни, а спасение человека от греха, зла, вечной смерти и обретение им вечной радостной жизни. То есть, главная цель - переустройство внутренней жизни человека. Это требует не только благодатных сил от Бога, но и личных усилий, личного подвига жизни. Да и Сам Христос говорил: кто хочет за Ним идти к Воскресению и Бессмертию, пусть берет свой собственный крест, то есть свое личное служение Богу и людям, и идет следом за Христом, то есть тем путем, которым шел Спаситель в земной жизни.
Сын Божий, Безгрешный и Святой, принял человеческую природу, стал истинным и настоящим Человеком. Но не человечком, а Человеком с большой буквы, Чистым, Любящим и Святым. Таким же по своим внутренним качествам должны стать и Его ученики - христиане.
Церковь - это реальность, принадлежащая двум мирам: земному и Небесному. Церковь являет чудо - воплощение, вочеловечение Бога, соединение Его со Своими духовными детьми - членами Христовой Православной Церкви. Церковь не может жить без духовного подвига и ответной любви человека на жертвенную Любовь Бога.
Этот образ Бога Церковь стремится изобразить в сердцах человеческих. Для этого созданы образы словесные - Священное Писание - и живописные - иконные изображения.
Конечно, невозможно изобразить ни словами, ни красками Божество. Но ведь человек-то изобразим и словами, и живописными средствами. Церковь утверждает ту истину, что Иисус Христос - Бог, ставший человеком, точнее Богочеловеком - потому и изобразим, и описуем, что через Свое Человечество Он являет Свое Божество. Православная икона и Евангелие свидетельствуют об этой истине, потому что Евангелие - это голос Священного Писания, а иконы - голос Священного Предания. И то, и другое свидетельствует об одном, являясь источниками вероучения Православной Церкви.
Одной из попыток упрощения внутренней жизни Православной Церкви в VIII веке стало церковно-политическое движение иконоборчества, активно поддержанное византийскими императорами. Оно отрицало возможность поклонения иконам и существование монашества. В принципе, иконоборцы не отрицали возможности существования в храмах изображений на евангельские и иные темы. Церковь же утверждала иное. Она смотрела на икону как на видимый образ Невидимого Бога, Который воплотился и стал видимым Человеком. Икона - это утверждение подлинности и реальности воплощения Бога. Ведь Иисус Христос в видимом и осязаемом Человеке открыл людям Бога.
Благодатью Святого Духа Церковь в душах уверовавших писала образы Христа. Через Своих апостолов и других членов Своей Церкви Иисус Христос в разных народах и странах стал создавать такие образы в душах вчерашних язычников и безбожников. Через Своих членов - апостолов и евангелистов - Церковь создала Свою истинную словесную икону - Священное Писание, Евангелие. Оно в словах открывает нам Бога. И именно Православная Церковь, а не чуждые ей филологи и переводчики, может эти образы создавать на разных языках. Может потому, что Она знает Христа, живет с Ним и в Нем. И именно поэтому Церковь способна созидать истинные образы Христовы через благодатных проповедников и песнописцев.
Но Бог стал описуемым именно потому, что Он воплотился. Поэтому Церковь может создавать художественным языком красок и Его живописные образы. Их истинность - не только в высоком художественном творчестве, но и в действии благодати Святого Духа через душу и руки христианина-иконописца.
Иконы, созданные внутри Православной Церкви, открывают истину. Эти образы во время молитвы христиан становятся "окошками" в мир Славы Божией, помогают людям общаться с Богом и "Горним миром".
Церковь Христова живет в единении со Своим Главой - Иисусом Христом - и может создавать Его правдивые образы и в душах, и буквами на бумаге, и красками на досках и церковных стенах. Церковь учит, что "честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу". Мы не раскрашенную доску целуем, а образы Христа, Богоматери и святых. Так же и на воскресной Всенощной после чтения Евангелия верующие с благоговением прикладываются к Евангелию, лежащему на аналое посреди храма, как к словесной иконе Христовой.
Все эти словесные и живописные иконы - образы Христовы - Православная Церковь использует для того, чтобы в сердцах Своих членов живописать подлинный образ Господа нашего Иисуса Христа...
А монашество отрицалось иконоборчеством, во-первых, потому, что монахи в то время были самыми твердыми и последовательными защитниками учения Церкви о возможности поклонения иконам, так как в этом выражались истины соединения Божественной и человеческой природы во Христе. Во-вторых, потому что сам факт монашества говорил о важности христианского подвига в деле спасения человека. Основная задача монашества - создать в душе человека истинный образ Христов, поднять человека на высоту живой иконы Божией. Все это не вязалось с политикой некоторых византийских императоров, которые полагали, что для христианина достаточно только частичку сердца отдать Богу, что Бог может быть у человека на задворках...
Постановления VII Вселенского Собора 787 года всё расставили на свои места. Собор доказал несостоятельность и ложность иконоборчества. Постановления ясно показали, что учение и духовная жизнь Православной Церкви основаны на Откровении Божием и соответствуют ему. Церковь чтит духовный подвиг отцов VII Вселенского Собора, которые обоснованно оградили от легкомысленного реформирования по человеческому разуму учение и жизнь Православной Церкви - этот живой духовный Богочеловеческий организм. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|