Автор: Виталий Питанов
Как и в случае с почитанием святых, нужно сразу отметить, что для православного христианина почитание святых мощей и служение Богу - не одно и то же.
У мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре
Апостол Павел писал: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1Кор.6:19). Если на святых почивает Святой Дух, то почему же нельзя Его почитать через них? Как в святых, так и в мощах мы почитаем Того, Кто обожил их, т.е. Бога. Через мощи и даже вещи святых Господь прославляет Себя, немало примеров этого мы находим в Священном Писании, например: "Елисей… взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей" (4Цар.2:12, 14) или: "… Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них" (Деян.19:11-12). То, что Господь проявляет свою милость через мощи, можно понять хотя бы из данного стиха: "И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои" (4Цар.13:21).
Какие стихи сектанты используют как контраргументы против почитания мощей?
"Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал" (1Пет.1:24). Но в данном стихе говорится о непрочности славы человеческой1.
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6). Но тела святых стали храмом Святого Духа, Которым они были преображены и освящены: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2:19-20).
"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу" (Рим.7:18). Здесь говорится о силе греха, свойственного душевно-телесной природе человека2. Это плач апостола о греховности человека, но православные христиане почитают не греховную плоть, а Бога, являющего Свою милость через нетленные мощи святых.
Напоследок перечислим условия достоверного свидетельства о святости праведника3. Первое и главное условие - святость жизни и непорочная кончина усопшего угодника Божия. Второе - совершение чудес по молитве святому. Большое, но отнюдь не решающее значение придается нетленности останков. Необходимо отметить, что акт канонизации не делает человека святым, он только констатирует обоснованность почитания христианина как святого, признание земной Церковью того факта, что этот человек прославлен Богом.
©Питанов В.Ю.
Фото: www.patriarchia.ru
О почитании святых
Вечный вопрос теодицеи: Бог-Любовь и существование зла в мире
Литература
1 Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 1. М., Лепта. 2004. С.329.
2 См.: Толкование посланий св. апостола Павла по трудам свт. Феофана Затворника. Санкт-Петербург. Русский хронограф. 2002. С.359
3 О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии, 1991. С.296. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|