Автор: Виталий Питанов
Прежде всего напомним, что православные христиане различают служение (latreia), воздаваемое лишь Богу, и почитание (proskynesis), относимое к Богородице, святым, мощам святых, святым иконам. Эти понятия не имеют смыслового тождества1. Кто такие святые?
Святые - это люди, исполнившие предназначение человека, уподобившиеся Богу, соединившиеся с Господом Иисусом Христом и вошедшие в Царство Пресвятой Троицы, став через обожение способными к единству в любви с Богом2. Святой - не значит безгрешный, ибо Господь "…и в Ангелах Своих усматривает недостатки" (Иов.4:18). В Православной Церкви есть различные чины святости, но спасение невозможно без осознания собственной греховности, без углубления осознания, что "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15). Святые - это люди, достигшие духовного совершенства. Но как они его достигли? Путем тяжелого духовного труда над собой, преодолевая в себе ветхого человека с его стремлениями и страстями до тех пор, пока, по словам апостола Павла, не стали храмом Божиим. Церковь восхваляет дела и подвиги, совершенные святыми при помощи благодати Божией (Ин.15:5). Вся же честь, воздаваемая святым, относится всецело к Богу, с помощью которого они достигли святости. Святых должно почитать как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих3. Как известно, "Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лук.20:38). Церковь земная и небесная едины. Святые - наши сомолитвенники, они вместе с нами в молитве прославляют Творца. Пример совместной молитвы вы видим в Священном Писании: "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян.2:42). Может ли брат молиться пред Богом за брата? Несомненно, к этому призывает апостол Иаков: "…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак.5:16). Потому мы молимся святым, прося их молитв. Святые помогают нам из духа братской любви, и Господь, в том числе и через них, проявляет о нас Свою заботу. Святые - наши старшие братья во Христе, которые свою верность Христу явили всей своей жизнью, которым мы можем подражать, к чему призывал еще апостол Павел: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1Кор.4:16). Высказываясь против почитания святых, сектанты активно ссылаются на Священное Писание. Разберем их аргументы.
"…Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, - Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы" (4Цар.17:36). Этот стих ничем не противоречит почитанию святых, так как православные христиане, как и сами святые, поклоняются Единому Богу. Следующий стих: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь" (Рим.1:25). Если прочитать то, что этому стиху предшествует, то там написано: "…и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Рим.1:23). Каким "пресмыкающимся" поклоняются православные христиане? Этот стих посвящен язычникам. Если прочесть дальше послание апостола Павла, то можно узнать, в чем ниже апостол их обвиняет: "…они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы" (Рим.1:29-31). Если уж сектантам так хочется обвинить христиан в язычестве, почему бы уж и все остальное не приписать! Также сектанты пытаются апеллировать к следующему стиху: "Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись" (Откр.22:8-9). Выше уже было сказано, что православные христиане осознают разницу между Богом и человеком, поэтому не стоит обвинять их в несуществующих грехах. Выступая против молитвы святым, сектанты цитируют Первую книгу Царств: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать" (1Цар.28:15). Но при этом они забывают добавить, что Самуил был вызван оккультным, запрещенным Богом способом. Молитва святым и вызывание духов оккультистами несравнимы по своей сути. Сектанты утверждают, что умершие святые не могут принимать участие в земных делах, цитируя: "…блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр.14:13) и "…кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих" (Евр.4:10). Но при этом забываются слова Христа: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17). Возникает вопрос: могут ли святые проявлять свою любовь к братьям, пребывающим в юдоли плача (Пс.83:7), молясь о них пред престолом Всевышнего? Может ли христианин и после смерти следовать словам ап. Павла, уподобляясь Богу: "…подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Еф.5:1), или этот процесс, по представлению сектантов, конечен?
©Питанов В.Ю.
Что такое святость и достижима ли она?
О почитании Богоматери
Литература
1 Епископ Илларион (Алфеев). Введение в православное догматическое богословие. Клин. Христианская жизнь, 2004. С.140.
2 См.: Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катихизис. С.64.
3 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн.IV, гл. XV О святых и почитании их мощей / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик, 2002. С.309. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|