Автор: протоиерей Борис Балашов
Человек живет в земном мире, который очень далек по своему состоянию от того, о котором мечтают большинство людей. Смерть и зло царят на земле. Но в душе каждого человека заложено стремление к бессмертию и райскому миру. Конечно, с годами все это может оказаться растоптанным и раздавленным, но полностью вытравить эту жажду светлого и настоящего из человека невозможно.
Мы слышим много разных, часто совершенно противоположных, мнений об Иисусе Христе, Который говорил, что грех, зло и смерть победимы. Но что это - просто радужные мечты людей или подлинная реальность, о которой тоскует наша душа?
Две тысячи лет назад, когда Христос жил в Палестине и ходил с проповедью по ее каменистой земле, об этом спорили еще сильней и порой ожесточенней. И жил в Иерихоне начальник местной налоговой службы мытарь (сборщик налогов) Закхей. В его среде в основном интересовались, как обогатиться, приобрести земные ценности. Однако его душа тосковала и не находила себе удовлетворения даже в приобретении богатства и новых материальных благ, что для многих считается пределом мечтаний и устремлений. И вот появился на их земле Человек, Который не зависел от земных авторитетов и денег и даже нисколько не стремился к обладанию земными ценностями. Это было очень странно, потому что Проповедник из Галилеи не только учил любовью и верой побеждать зло, но и Сам бескорыстно любил людей, не отворачиваясь ни от каких их бед и несчастий. Удивительно, Он исцелял самых разных больных, даже не пытаясь их лечить, и при этом за все это ни с кого не брал ни копейки! Да разве такое возможно в мире прагматичных людей?! Каким образом Он мог просто одним словом исцелять болезни тела и души? Как хочется заглянуть в глаза этому Человеку и понять: правда ли все это?! Кто же этот Человек?
И вот однажды мимо проходит толпа народа и что-то оживленно обсуждает. Оказывается, идет Иисус из Назарета и учит людей. Закхей, поскольку был мал ростом, залез даже на дерево рядом с дорогой, по которой шел Христос. Их глаза встретились. Взглянув в эти чистые глаза, Закхей понял, что перед ним Тот, Кто есть сама Любовь и Истина.
Христос пришел в дом к Закхею, а тот, в ответ на любовь Христову, не смог остаться таким, каким был до этой встречи: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8-10).
У Закхея поменялась шкала ценностей: любовь Божиего Сына теперь для него дороже всех земных богатств, именно эта любовь стала для него самым главным в жизни. И вот как Христос оценил произошедшую перемену в иерихонском мытаре: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19, 9).
Эти Христовы слова означают: Закхей отрекся от своей преданности земным, материальным интересам и поверил Иисусу Христу, что на земле надо не существовать, а жить так, чтобы жить вечно. И духовным прозрением Закхея нам указывается на путь к участию в Христовом Воскресении - победе над смертностью и греховностью человеческой природы потомков Адама.
Пытаясь оценивать наши взаимоотношения с окружающими людьми и причины наших неудач, мы обычно приходим к выводу: сам-то я, конечно, хороший, но люди, окружающие меня, никуда не годятся; именно в них причина моих семейных и служебных проблем. А меня они не оценили, не поняли, какой я замечательный. Именно так рассуждал и фарисей из притчи, с чувством собственного достоинства молясь Богу в храме: Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11).
Мытарь же, войдя в храм, в стыде перед Богом за всю неправду своей жизни, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). Но именно такое критичное отношение к себе самому, а не к другим, делает человека способным к покаянию, т.е. перемене своей жизни и ее исправлению. Человек, искренне совершающий покаяние, становится духовно ближе к Богу, способным к благодатному обновлению своей жизни.
Логически связана с этой притчей и другая - о блудном сыне. На заре человеческой истории люди жили с Богом во взаимной любви и доверии. Но человек решил: он сам лучше знает, что для него хорошо и что плохо, он лучше Бога понимает, как надо жить. И захотел жить сам по себе, без Бога. Конечно, он от Бога получил и жизнь, и ум, и чувства, и свое премудро устроенное тело, и окружающий мир, в котором жил. Все это он получил от Бога даром - и ушел далече, думая, что уж теперь-то будет по-настоящему счастлив. Однако без Бога мир природы перестал быть дружественным. Расстроились гармоничные отношения в семье. Человеческая душа потеряла мир и покой: утрачен был рай во внутренней жизни человека, поэтому зло как плод отсутствия Божиего мира стало умножаться без всякой меры. О рае у людей остались только воспоминания в исторической памяти всех народов, сохранилась и надежда на то, что добро когда-нибудь восторжествует и снова с Богом будут близкие отношения.
Притча о блудном сыне на примере семейной жизни объясняет трагическую историю ушедшего от старого опытного отца молодого самонадеянного сына. Получив от отца средства, которые ему причитались в качестве наследства после смерти родителя, юноша ушел самостоятельно строить свою жизнь. Фактически этот сын в своей душе отца похоронил. Теперь, когда деньги в кармане, жизнь казалась вечным праздником. Но скоро карманы оказались пустыми, и, как следствие, он стал не нужен друзьям-собутыльникам и женщинам легкого поведения. Один, совсем один, никому не нужен - кушать хочется, да никто не собирается его кормить! Приличной работы никто не предлагает - он с трудом смог найти самую позорную и грязную работу, где можно наполнить желудок тем, что свиньям дают на прокорм. И лишь в этой ситуации человек вспомнил об уютном доме и любящем отце: голод - не тетка, куда деваться, кому нужен? Может, отец в работники бы взял? Стыдно идти, ведь фактически он предал отца, но все-таки решился: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему (Лк. 15, 18-20). Но ведь отец - всегда отец. Все эти годы он ждал потерянного сына. Увидя его, побежал навстречу, обнял, целовал, принял с радостью и вернул все права родного сына. Так и Бог ждет каждого человека, когда он, заблудившись без Отца на земном пути, придет в себя, раскается и вернется домой - в Божие Царство, чтобы жить вместе с Небесным Отцом по законам Его Семьи, Церкви - законам любви.
Когда человек идет по пути, ему очень важно знать, куда он по этой дороге придет. Куда же ведет каждого из нас наш жизненный путь? Если люди хотят жить в радости и счастье вечно, то они ищут ту дорогу жизни, которая ведет в Небесное Царство Бога. Но кто же это Царство наследует? - Те, кто научились любить Бога. А как это понять? Ответ на этот вопрос Иисус Христос дал в притче о Страшном суде, на который мы все придем.
Человек есть образ, своего рода портрет Божий. И Бог будет смотреть на то, как мы относились к людям - с любовью или с равнодушием, не замечая никого вокруг себя. Те, кого Бог в Свое Царство не примет, скажут Ему: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 44-46).
По сути, Бог будет оценивать не столько то, что человек сделал другим, а то, как он научился любить, как он сделался способным с милосердием отзываться на чужие боль и беду, т.е. в какой степени он в результате всей своей жизни смог быть похожим на Бога в жертвенной любви своего сердца, стал ли способным жить в Небесном Царстве вечно живого Бога.
И осмыслением истории о Закхее и притч Христовых о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде Православная Церковь подводит верующего человека к тому пути, который именуется Великим постом, ведущим нас к духовному участию в Светлом Христовом Воскресении Иисуса Христа - Пасхе. И это необходимо, чтобы мы правильно выбрали дорогу - именно ту, которая ведет к вечной жизни.
Фото: Евгений Цапенко
Притча о мытаре и фарисее Автор: Митрополит Антоний Сурожский Две другие черты касаются мытаря. Прежде всего, он знал, что он недостоин быть среди народа Божия, знал, что он грешник, то есть тот, кто отделен от Бога, кто разделен внутренне вихрем страстей, жадностью, страхом, ненавистью, вожделениями; что он в конфликте с окружающими, потому что для них он хищник, и что гордиться ему нечем. Он только мог надеяться, что Бог будет милостив к нему, что Бог прозрит глубже, чем его жизнь, чем его дела, чем что бы то ни было, кроме как то, что он также создан по образу Божию и что Бог разглядит в его внутренней потемненности и внешней отвратительности ту искру света, которая все еще роднит его с его Творцом - и не отвергнет его вконец.
Господь смотрит в сердце Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Одна женщина спрашивает: "Как же получается: человек, живущий всю жизнь разгульно и во грехах, придя в храм на исповедь и покаявшись, получает полное прощение? Этак он может преднамеренно грешить, зная, что в любой момент покается и будет прощен".
Все не так просто.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|