Автор: Протоиерей Борис Балашов
Мы живем в мире, в котором постоянно сталкиваемся с грехом и несправедливостью, в том числе по отношению к себе или своим близким. Очень больно переносить обиды, которые мы считаем несправедливыми, особенно если мы их получаем со стороны близких и дорогих нам людей.
Иногда кажется, что рушится мир, в котором мы живем. И действительно, люди бывают неправы и несправедливы по отношению к нам. Мы же начинаем себя ощущать невинными страдальцами, хорошими людьми, которых предали те, кому мы верили. Собственно, мы яростно, по крайней мере в своей душе, осуждаем и клеймим наших обидчиков, вычеркивая их из своего сердца или переставляя их в нашей душе на задний план. И во многом мы правы, видя действительные недостатки или пороки людей. Однако при этом чаще всего происходит то, что, прекрасно видя грехи других людей, мы у себя замечаем только достоинства. А значит, мы начинаем себя в своих глазах превозносить, а наших близких или друзей внутренне уничижать или презирать. Что же здесь неправильного или несправедливого?
Юрий Злотя. Молчание. Бумага, соус. 1997 г.
Во-первых, есть некий Божий закон: правда без любви перестает быть правдой. Во-вторых, тупиковой является жизненная позиция, в которой мы видим грехи других, а у себя - только достоинства. Гораздо полезней для нас, если бы было наоборот. Именно об этом говорит Иисус Христос.
Господь сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 9-12).
Фарисеи были ревнителями религиозного благочестия, правда, понимаемого ими более всего со внешней, обрядовой стороны. Делая, действительно, много хорошего, они были чрезвычайно довольны собой. Видя гордым оком грехи и недостатки других, они понимали, как греховна, далека от идеала действительность жизни. "Но виноваты во всем, конечно, другие, только не я, я - хороший". Так мы обычно оцениваем себя по отношению к окружающим. А как же все это видит Бог?
В притче говорится, что в храм одновременно с фарисеем вошел и другой человек. Его профессия - мытарь, сборщик налогов - была ненавистна евреям того времени. Тем более, что налоги он собирал в пользу оккупантов - римлян. К тому же мытари часто злоупотребляли своим положением и обогащались за счет народа. И вот, зашедший в храм мытарь, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13).
Здесь совсем иная жизненная позиция. Человек видит и осознает свои грехи. А раз так, ему уже не до того, чтобы смотреть на грехи других людей и, тем более, осуждать их. Если больные лежат на койках в больничной палате, будут ли они осуждать соседей за их болезни?
Мир болен грехом. Болезнь эта вошла в мир через человека, который по неразумию ею заразился. Так и мытарь. Какое ему дело до грехов других людей, когда он ясно видит и осознает собственные? На что же можно рассчитывать грешному человеку перед Святым Создателем? Только на милость Божию, понимая, конечно, что раз он просит милости у Бога, то и сам должен проявлять ее к другим людям.
Иисус Христос и говорит в притче об этом сборщике налогов: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).
Возвышающий себя просто не способен видеть собственную личность в истинном свете, а значит, не способен правильно решать проблемы своей жизни. И только видящий и осознающий свою греховность имеет возможность реально бороться со злом и его побеждать, начиная, в первую очередь, с себя самого.
Святые подвижники на вопрос, чем отличается христианин от нехристианина, отвечали так: "Христианин - это грешник кающийся, то есть совершающий борьбу с грехом, а нехристианин - грешник не кающийся, то есть не ведущий борьбу с грехом". Иначе можно сказать так: "Мы все больны, только одни понимают, что болеют, а потому и лечатся, а другие свое болезненное состояние считают нормальным, а потому и не хотят лечиться, а значит, и не будут здоровыми". Следовательно, для того чтобы начать лечить свою душу от греха, надо сначала суметь его разглядеть и осознать.
Иисус Христос, согласно евангельскому тексту, не осуждает фарисея, но с таким отношением к себе и к другим тот мало что от Бога получит в земной жизни, а уж, особенно, в небесной. Ведь именно грешный мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).
Если человек управляет автомобилем на оживленном шоссе, то что полезнее: видеть ошибки водителя другого автомобиля или свои собственные недочеты и собственную невнимательность на дороге? Последнее (я думаю, что большинство с этим согласится) гораздо полезнее и важнее.
Для правильного и более безопасного движения на дороге земной жизни гораздо важнее видеть собственные ошибки и грехи, а не только рассуждать о чужих погрешностях.
Если человек в первую очередь смотрит на свои грехи и ошибки, а не других судит, то тогда сможет увидеть, что грехи других людей очень нередко спровоцированы его грехами и пороками. Именно они создают благоприятную среду для ошибок и погрешностей окружающих нас.
По этой причине борьба с грехами других должна начинаться борьбой с собственными грехами. Только ведя решительную битву с собственной греховностью, мы можем увидеть, как помочь другим в их согрешениях.
Именно мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Но ведь слово "оправданный" происходит от слова "правда". Значит, именно глубоко скорбящий и кающийся в своих грехах мытарь гораздо более приобщился к правде Божией, то есть к Богу, чем самодовольный и гордый человек. А правда Божия ждет от нас, чтобы мы стремились побеждать обиды и зло в собственном сердце. А в тех, кто к нам оказались несправедливыми, увидеть, что и в их сердцах живет светлое и доброе. И этот, пусть и заляпанный грязью, образ Божий полюбить. И при этом вспомнить, что греховной грязи хватает и в моей собственной душе: в мыслях, чувствах, взглядах, а главное - в отсутствии настоящей жертвенной любви.
Фото: Татьяна Балашова
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|