Автор: Протоиерей Борис Балашов
В.М. Васнецов. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве. Конец 1880-х гг
За неделю до поста Церковь все в нашей жизни расставляет на свои места: мы заглядываем в свое будущее, в итог нашей жизни. Как он будет оценен Богом? По каким критериям?
Когда мы читаем притчу о Страшном Суде, конечно, хотелось бы в первую очередь прочитать оценку того, как мы постились, молились, на службу ходили. Но там почему-то ничего этого нет. Странно! Мы так стараемся поститься, молиться, читать Евангелие, исповедоваться, причащаться. Но ничего об этом не сказано в Евангелии! А вот что сказано: одни будут оценены как овечки Его стада: Придите благословенные Отца Моего, наследуйте приготовленное для вас Царство (Мф. 25, 34). А других сравнят с козлами, от которых молока, как известно, не бывает, то есть пользы особой нет. Им будет сказано: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41).
Здесь, на земле мы никогда не можем окончательно определить: кто - овечка, кто - козел. Потому что мы не можем видеть человеческую душу, ее глубин и того, что там происходит, какая жизнь там идет. Но Богу все это видно. Бог будет оценивать не то, какими мы хотим представить себя, а то, какие мы есть.
Те, которые не войдут в Вечную Жизнь, окажутся на мировой помойке, куда будет выкинуто всё, что никуда не годится: дьявол со своими служителями и эти люди.
Почему же они не вошли в Божие Царство? Почему же Бог их не принял? В них ведь много было хорошего. "Ведь как же, Господи, мы же старались и помнить о Тебе, и жить с Тобой!" Можно и молиться, и поститься, и духовные книжки читать, и многое другое делать. Смысл слов Господа таков: дерево познается по плодам. Не то ценно, насколько яблонька красива, а то, какие плоды выросли и насколько они пригодны для еды. По сути, разговор не о качестве плодов. Речь о другом: каковы плоды, такова и сама яблоня. И сорт плодового дерева легче узнать не по его внешнему виду, а по тому, какие оно приносит плоды. Подобным же образом Бог и людей оценивает.
Господь скажет людям: "Сколько раз Я был перед вами и вы Меня не заметили. Я был голоден, в темнице, в холоде, был раздет, а вы прошли мимо Меня". - "Как же, Господи, неужели мы мимо Тебя прошли? Если бы мы Тебя видели, всё бы сделали!" Но ведь это мнение людей, а Божие - другое. Иным людям Бог скажет по-другому: Придите благословенные. А почему? Они ведь ответят: "Господи, мы же ничего такого не сделали. У нас кроме грехов-то ничего и нет". А Он им отвечает: "Вот Я был голоден, вы накормили. Наг - одели. Странником был, скитальцем - приняли в свой дом". "То, что вы сделали", - говорит Он одним, другим же: "То, что не сделали единому от малых сих, то сделали или не сделали Мне". Странные вещи. Что же, Господь оценивает нас по делам нашим? Значит, правы тогда католики, которые говорят, что именно делами спасается человек? Да нет, не делами. Опять разговор-то не о том, сколько яблок, а какова же яблонька выросла.
Так вот, всё, что мы делаем в духовной жизни: молитвы, чтение Священного Писания, исповедь, Причащение… нужно это все? Нужно. Но ведь всё нужно делать правильно. Иногда говоришь человеку: "Начинай строить отношения с Богом. Как люди знакомятся? Разговаривать начинают, свои мысли открывают друг другу, какие-то дела совместно делают. Понял?" - "Да, все понял". Через какое-то время. "А что же, вот я молитвы вычитываю, по главе Евангелия прочитываю, ничего не меняется".
Механически вычитать несложно. Но задача-то какая? Читать не только глазами, слышать не только ушами, а чтобы при этом открывался и наш ум, и наше сердце. А просто прочитать для галочки - тогда можно и не читать. Бог это всё и без нас знает, даже лучше нас. А духовное содержание тогда к человеку приходит, когда открыты к восприятию ум и сердце. Как Господь говорит в притче о сеятеле: семя-то - Евангельское слово - в душу падает, а человек не хочет о нем подумать, поразмышлять. Тогда оно у людей и крадется врагом человеческого спасения. Семя (мы имеем в виду Евангельскую весть) упало на землю, а корешков-то не дало, вот птички его и склевали, и не выросло ничего из этого семени.
Так что же все-таки нужно, чтобы наследовать жизнь будущего века? Быть способными давать добрые плоды, стать такими, чтобы они могли из нас произрастать! А вот чтение Евангелия, молитва, покаяние и все остальное, что требуется от нас в духовной жизни - это как удобрение и вода для яблоньки, чтобы она могла и окрепнуть, и плоды принести. Кроме того, и хорошее плодовое дерево, если его не поливать в жару, засохнет и плодов не принесет. Так и наша душа без духовной пищи засыхает и становится бесплодной.
На первый взгляд кажется, что Господь оценивает по делам, а на самом деле - нет. Вдумаемся, Он так интересно говорит: вы Мне "послужили" или "не послужили". Одни Богу, Христу послужили, а другие нет. Почему? Потому что одни хотели, чтобы им все служили, а другие так про себя не думали, считали нужным другим послужить.
Давайте обратимся к притче о милосердном самарянине. Там самарянин не искал: где, кому и что надо сделать. Бог перед ним поставил задачу. Он ее увидел и выполнил. Бог перед нами постоянно ставит эти задачи и во взаимоотношениях в семье с нашими близкими, и на работе. И мы должны решить: то ли мы - пуп Вселенной и все вращается вокруг нас, тогда мы все уподобимся козликам из притчи и это наш, увы, путь. То ли - Бог и ближние в центре нашей жизни, и только тогда мы можем быть подлинно с Богом и здесь, и там, то есть и здесь на земле, и в Вечной Жизни.
Приближаясь к посту, человек должен подумать, какая у него цель в жизни? Чтобы ему было здесь хорошо, либо чтобы от него было хорошо? И это не одно и то же. От нас зависит, чем мы станем в итоге своей земной жизни: сорняками или деревьями с добрыми полезными плодами. Да, у человека есть наследственность. Но человек, кроме того, обладает свободой воли и выбора, свободой общаться с Богом, свободой изменять себя, свое духовное состояние как в лучшую сторону, так и в худшую. Мы должны воспитаться в Божиих детей и быть способными в том Небесном Царстве жить.
К стволу несортового дерева можно привить сучок хорошего сорта, срезанный с другого плодового дерева. Из этого сучка вырастает большой ствол с ветвями. И яблоки на них хорошие, хотя первоначально росло дерево, не способное приносить хорошие плоды. Так и Господь нас прививает к Себе через Крещение, через дары Духа Святого, через Церковь, через духовную жизнь, чтобы в нас все стало Богоподобным, подобным Ему. Но Он не будет этого делать против нашей воли. Поэтому Он хочет открыть нам Свою любовь и ждет нашего ответа на нее. Тогда эта любовь и вера способны преобразить нас и обновить, сделать подобными Богу, чтобы жизнь наша была плодоносной и на земле и в вечности. Аминь Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|