Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Одна женщина спрашивает: "Как же получается: человек, живущий всю жизнь разгульно и во грехах, придя в храм на исповедь и покаявшись, получает полное прощение? Этак он может преднамеренно грешить, зная, что в любой момент покается и будет прощен".
Все не так просто. Покаяние - это не обряд, который человек совершает, приходя в храм на исповедь. Покаяние - это перемена жизни. Покаяние - это значит твердо решить не возвращаться ко греху и, более того, делать добрые дела, противоположные сделанным ранее злым. Помните, как мытарь Закхей, нажившийся за чужой счет, сказал Господу, посетившему его дом: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8). Вот это покаяние!
Иоанн Предтеча, призывая людей обратиться и покаяться, на их вопрос: "Что же нам делать?" - отвечал: "У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 3, 11).
Конечно, прийти в церковь на исповедь тоже необходимо, но если все покаяние исчерпывается только этим, едва ли оно будет спасительно. Как пишут святые, иногда бывает, что священник накрывает такого "кающегося" епитрахилью, читает над ним разрешительную молитву, говоря грешнику: "…прощаю и разрешаю", а Бог неслышно произносит: "А Я не прощаю". Потому что Господь смотрит в сердце - только там истинное покаяние. Слова и обряды - только одежда, она может ввести в заблуждение людей (в том числе и священника), но не Бога. Бог видит то, что под одеждой, - душу, сердце.
Скажу и о тех, кто "преднамеренно" грешит, рассчитывая когда-нибудь покаяться. Наверное, это самый тяжелый в нравственном отношении случай. Плохо, когда человек просто грешит, не думая ни о каком покаянии, но гораздо хуже, когда, греша, надеются еще и "перехитрить" Бога. Но никому не удастся обмануть Того, в Чьих руках все обстоятельства жизни нашей, каждый вдох и выдох, от Кого зависит, проснемся ли мы завтра. Разве не каждый день слышим мы об автокатастрофах, взрывах, инсультах, инфарктах и прочих бедах, постигающих то одного, то другого брата нашего? У большинства из тех, кто "не проснулся", "не доехал", "не дошел", и сомнения не было в том, что "проснутся", и "доедут", и "дойдут". Мало ли тех, кто шел на свидание с любовницей, а пришел на Суд Божий! Я, кажется, рассказывал о молодой женщине, которую как-то отпевал. Она умерла ночью в своей постели, а накануне вечером, прощаясь с друзьями, сказала: "Завтра начинаю новую жизнь". Это были последние слова, услышанные от нее перед смертью.
Впрочем, и у тех, кто доживает до глубокой старости и имеет возможность внимательно и серьезно подготовиться к переходу в вечность, дела обстоят не лучшим образом, если вся жизнь до этого была проведена без сознательной и серьезной веры. Сколько раз и я, и другие священники исповедали и причащали старичков и старушек на смертном одре, для которых их предсмертная исповедь была первой в жизни. И что же приходится слышать чаще всего? "Нет у меня никаких особых грехов". "Я прожил честно - не воровал, не убивал". В лучшем случае после разъяснения батюшки признает такой человек, что грешен, но в чем виноват перед Богом и людьми, добиться бывает почти невозможно. И хотя, конечно, лучше такая исповедь, чем никакая, но это совсем не то, чего хочет и ждет от нас Господь.
Но если, действительно, от всего сердца приняли мы решение начать новую жизнь, если пробудилась в душе спасительная жажда чистоты и правды, тогда не сомневайтесь - прощены и забыты грехи наши. Только бы нам не на словах, а самим делом подтвердить себе, Богу и людям, что покаяние и обращение наше не формально, что со старым покончено, что мы стали новыми.
Фото: Галина Акулова
Что такое покаяние и зачем нужна исповедь?
Зачем каяться в грешных мыслях?
Тайная Вечеря в жизни православного христианина Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|